Учебник Александрова для 6 класса по русскому родному языку представляет собой важный инструмент для учащихся средней школы, стремящихся углубить свои знания в области языка и литературы. Этот учебник отличается комплексным подходом к изучению русского языка, охватывая как теоретические, так и практические аспекты. Вот некоторые ключевые особенности и преимущества этого учебника:
- Структура и содержание: Учебник разделен на тематические разделы, каждый из которых посвящен определенной лексической или грамматической теме. Это позволяет учащимся постепенно углублять свои знания, переходя от простых к более сложным темам.
- Практические задания: Каждая тема сопровождается разнообразными упражнениями, которые помогают закрепить полученные знания. Задания включают в себя как стандартные упражнения на грамматику и орфографию, так и творческие задания, стимулирующие развитие письменной речи.
- Интерактивные элементы: В учебнике представлены интерактивные задания, которые способствуют активному вовлечению учащихся в процесс обучения. Это может быть работа в группах, обсуждение текстов или выполнение проектов.
- Литературные тексты: Важной частью учебника являются отрывки из произведений русской литературы, которые помогают учащимся не только изучать язык, но и знакомиться с культурным наследием России. Это способствует развитию аналитического мышления и эстетического восприятия.
- Методические рекомендации: Учебник содержит рекомендации для учителей по проведению уроков, что делает его удобным инструментом для педагогов. Это позволяет более эффективно организовать учебный процесс и адаптировать его под нужды конкретного класса.
В целом, учебник Александрова для 6 класса по русскому родному языку является сбалансированным и многофункциональным пособием, которое помогает школьникам не только освоить язык на более глубоком уровне, но и развить интерес к изучению русской литературы и культуры.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Номер 4 Александрова — Подробные Ответы
1) Бегло прочитайте текст, не возвращаясь глазами к уже прочитанным фрагментам. Передайте в одном предложении, о чём в нём рассказывается.
Название рожь по происхождению общеславянское. Оно имеет соответствия и в некоторых балтийских и скандинавских языках, т. е. у давних северных соседей славян. Корень этого слова найдём в современных глаголах родить, рожать, а также в существительном урожай и др.
Слово пшеница тоже общеславянское по происхождению. Оно образовано с помощью суффикса -иц(а) от слова пшено, которое представляет собой древнюю форму от глаго-
ла пъхати — «толочь, пихать». Буквально пшено значит «толчёное», т. е. зерно, которое толкут и из которого получается мука. У наших далёких предков было ещё другое название для ржи. Эту злаковую культуру называли также житом. Здесь тот же корень, что и в глаголе жить. < … >
Помещение для хранения зерна у славян издавна называлось житницей. Это слово есть и в современном русском языке: образно так называют хлебородную область, край, дающий стране зерно. А известны ли нам ещё слова с корнем жи-(ть)? Какова смысловая глубина этого корня? Возьмём только одно производное слово — живот.
Биться не на живот, а на смерть. В этом и в некоторых других выражениях, известных в современном русском литературном языке, а также и в целом ряде народных поговорок слово живот употребляется в старом значении «жизнь». Можно, например, ещё сказать: «Не щадя своей жизни» и «Не щадя живота своего», «Жизнь (или живот) положить за кого-, что-л.».
В значении «жизнь» слово живот известно другим славянским языкам и постоянно употреблялось в древнерусском языке. Вот пример из Первой Новгородской летописи, запись под 1255 годом: «Стати всем, любо живот любо смерть за правду Новгородскую!»
Древняя смысловая связь слов живот и жизнь понятна, ведь оба этих слова происходят из одного корня — того же, что в глаголе жить.
(3. Люстрова, JI. Скворцов, В. Дерягин)
2) Внимательно прочитайте текст ещё раз. Правильно ли вы поняли, о чём в нём идёт речь?
3) Разделите текст на смысловые части, к каждой из них сформулируйте вопрос.
4) Какие сведения о жизни и хозяйственной деятельности древнего славянского племени можно получить, изучая историю происхождения слов рожь, пшеница, жито?
5) В прочитанном вами тексте вы встретили упоминание о «смысловой глубине» корня жи-(ть). Однако о том, в чём именно она заключается, прямо не говорится. Найдите и перечитайте фрагменты текста, из которых можно сделать выводы о том, что хлеб для древних земледельцев — главный продукт питания и основа жизни.
1) В тексте раскрывается связь между современными словами и их древними корнями, восходящими к общеславянскому языку. Эти слова сохранились в разных славянских, балтийских и скандинавских языках, отражая общее культурное наследие.
3)1.Корень слова рожь сохранился в современных словах, таких как родить, растить, урожай и рожь. Этот корень связан с идеей рождения, роста и плодородия, что отражает его важность в земледельческой культуре славян.
2.Слово пшеница связано со значением «толчёное», так как оно происходит от древнего слова пшено — «перетёртое зерно». Это указывает на процесс изготовления муки, где зерно дробили или толкли, чтобы получить сырьё для хлеба.
3.Слово «рожь» (древнее роэкъ) и глагол «жить» связаны через общий индоевропейский корень, обозначающий рост, развитие и жизненную силу. В слове «рожь» этот корень (or-/er-) отражает идею произрастания, урожая (сравни: родить, расти). В глаголе «жить» тот же корень (жи-) развился в значение жизненного процесса, существования. Таким образом, связь между «рожью» и «жить» — в их общей семантике жизни, роста и процветания, что подчёркивает важность земледелия для выживания древних обществ.
4.Зернохранилище у древних славян носило название житница. Это понятие сохранилось и в современном русском языке, где оно метафорически обозначает плодородный регион, снабжающий страну хлебом.
5.Фразеологизм «Биться не на живот, а на смерть» и аналогичные выражения в современном литературном и народном языке демонстрируют архаичное значение слова живот как «жизнь». Это значение сохранилось во многих славянских языках и активно использовалось в древнерусских текстах. Например, в Первой Новгородской летописи (1255 г.) встречается фраза: «Стати всем, любо живот любо смерть за правду Новгородскую».
Этимологическая связь между словами жизнь и живот очевидна — оба происходят от общего корня, представленного в глаголе жить.
4) Необходимо было растолочь пшеницу чтобы получить муку. Житница — места для хранения муки.
5) Из первых трёх абзацев делается вывод — что для древних землевладельцев хлеб — главный продукт питания и основа жизни
1. Связь слов и культурного наследия
Текст показывает, как современные слова сохраняют древние корни, отражая важные аспекты жизни славян. Эти связи особенно заметны в словах, связанных с земледелием и жизнью.
2. Основные моменты
2.1. Корень роэкъ и его производные
- Современные слова:
- Рожь – зерновая культура
- Родить, растить – продолжение жизни
- Урожай – результат труда земледельца
- Значение: Эти слова подчёркивают связь между земледелием и жизненными процессами.
2.2. Происхождение слова пшеница
- От древнего пьшно – «толчёное зерно»
- Процесс: Зерно толкли для получения муки, что было ключевым этапом в приготовлении хлеба.
2.3. Связь рожь и жить
- Общий корень в индоевропейских языках
- Примеры:
- Рожь – символ роста и урожая
- Жить – основа существования
- Вывод: Зерно и жизнь были неразрывно связаны в сознании древних славян.
3. Хозяйственная лексика
3.1. Житница – место хранения зерна
- Функция: Сохранение урожая как основы выживания
- Метафора: В современном языке – «житница» как плодородный регион
3.2. Фразеологизм «Не щадя живота»
- Архаичное значение: Живот – «жизнь»
- Примеры:
- Летописные тексты («положить живот за правду»)
- Народные поговорки
Для древних славян хлеб и зерно были не просто едой, а основой жизни. Это отразилось в языке:
- Слова рожь, жить, житница связаны общими корнями.
- Земледелие определяло мировоззрение и культурные традиции.
Упрощённый вывод: Хлеб = жизнь, что подтверждается языком и историей.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.