Учебник Александрова для 6 класса по русскому родному языку представляет собой важный инструмент для учащихся средней школы, стремящихся углубить свои знания в области языка и литературы. Этот учебник отличается комплексным подходом к изучению русского языка, охватывая как теоретические, так и практические аспекты. Вот некоторые ключевые особенности и преимущества этого учебника:
- Структура и содержание: Учебник разделен на тематические разделы, каждый из которых посвящен определенной лексической или грамматической теме. Это позволяет учащимся постепенно углублять свои знания, переходя от простых к более сложным темам.
- Практические задания: Каждая тема сопровождается разнообразными упражнениями, которые помогают закрепить полученные знания. Задания включают в себя как стандартные упражнения на грамматику и орфографию, так и творческие задания, стимулирующие развитие письменной речи.
- Интерактивные элементы: В учебнике представлены интерактивные задания, которые способствуют активному вовлечению учащихся в процесс обучения. Это может быть работа в группах, обсуждение текстов или выполнение проектов.
- Литературные тексты: Важной частью учебника являются отрывки из произведений русской литературы, которые помогают учащимся не только изучать язык, но и знакомиться с культурным наследием России. Это способствует развитию аналитического мышления и эстетического восприятия.
- Методические рекомендации: Учебник содержит рекомендации для учителей по проведению уроков, что делает его удобным инструментом для педагогов. Это позволяет более эффективно организовать учебный процесс и адаптировать его под нужды конкретного класса.
В целом, учебник Александрова для 6 класса по русскому родному языку является сбалансированным и многофункциональным пособием, которое помогает школьникам не только освоить язык на более глубоком уровне, но и развить интерес к изучению русской литературы и культуры.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Номер 11 Александрова — Подробные Ответы
1) Прочитайте фрагмент книги Л. В. Успенского «Слово о словах», написанной в середине прошлого века. Какие события описаны в тексте? С какой целью?
Вы идёте где-либо по глухому лесу, вдоль реки, впадающей в Белое море. Тропка змеится вперёд. И вдруг из-за вековой ели какой-то дедка дружелюбно кричит вам: «Эй, друг! Туды не ходи: там няша\» Что подумаете вы при этом?
Вы подумаете: «Дед либо нерусский, либо шутник! Няша! Скажите на милость! Что это: „бука**, „бяка“? Нашёл чем стращать!»
Но не теряйтесь в догадках; спросите в любой северной деревне и узнаете: нет, няша не «бука». Няша — на местном наречии «болото». А соваться в болото действительно ни к чему.
Слово няша известно только на Крайнем Севере. Ни рязанец, ни орловец его не поймут. Зато у них есть свои местные слова, точно так же неизвестные в других частях громадной нашей страны.
Если бы лет сорок назад где-нибудь возле Великих Лук, завидев замурзанного парнишку на деревенском крыльце, вы окликнули его: «Вань, а ваши где?», вы рисковали бы услышать в ответ что-нибудь вроде: «Да батька уже помешался, так ён на будворице орёт; а матка, тая шум с избы паше…*
Я думаю, вы побледнели бы: целая семья сошла с ума! На деле же всё было очень спокойно; ответ мальчишки можно перевести «с псковского на русский» примерно так: «Отец закончил вторую вспашку поля и теперь поднимает огород возле избы, а мать — та выметает мусор из дому…» Только и всего. Это совсем не бред безумца; это чистый и правильный русский язык, только не литературный, а народный, в одном из его многочисленных наречий.
2) О каких особенных словах рассказано в тексте? Каким лингвистическим термином их можно назвать? Почему подобные слова во многих случаях требуют специальных объяснений?
3) О каком времени говорится в предпоследнем абзаце текста? Когда мог бы происходить такой диалог? Чтобы ответить на эти вопросы, обратите внимание на формулировку первого задания. Как вы думаете, с какой целью автор уточняет время описываемого события?
Круг чтения
Успенский Л. В. Слово о словах.
О своей книге автор написал так: «Я не пытался в „Слове о словах» последовательно, один за другим, излагать важнейшие вопросы филологии. Не рассчитывал и полностью осветить ни один из её разделов. Передо мной стояла иная цель: рассказать не всё, а кое-что из того, что люди знают о языке, может быть, даже не самое существенное, не самое важное; но зато наиболее доступное пониманию и вместе с тем способное возбудить интерес».
Андреева И. В., Баско Н. В. Русская деревня — XX век. Культурологический словарь.
Словарь включает 1300 слов, в том числе названия предметов традиционного крестьянского быта, обычаев и культурных традиций русской деревни.
1) Прочитайте фрагмент книги Л. В. Успенского «Слово о словах», написанной в середине прошлого века. Какие события описаны в тексте? С какой целью?
Представьте ситуацию: вы идёте по берегу реки, и вдруг незнакомец предупреждает вас об опасности, называя привычное болото каким-то странным словом – например, «топью» или «мшариной». Или спрашиваете у местного жителя о его семье, а он в ответ произносит что-то вроде «родичи мои по загуменью живут». Не зная этих выражений, вы наверняка решите, что перед вами человек либо со странностями, либо говорящий на каком-то тайном языке.
2) О каких особенных словах рассказано в тексте? Каким лингвистическим термином их можно назвать? Почему подобные слова во многих случаях требуют специальных объяснений?
На самом деле, эти слова – не бессмыслица, а часть народных говоров, или диалектов. Они существуют в разных регионах России веками, сохраняя древние корни и уникальные языковые формы, которые могут казаться чужими даже носителям того же языка.
3) О каком времени говорится в предпоследнем абзаце текста? Когда мог бы происходить такой диалог? Чтобы ответить на эти вопросы, обратите внимание на формулировку первого задания. Как вы думаете, с какой целью автор уточняет время описываемого события?
В своём тексте Л. В. Успенский упоминает события сорокалетней давности – то есть, если учитывать время написания книги (середина XX века), речь идёт о начале 1900-х годов. Этот пример неслучаен: автор подчёркивает, что диалекты – не временное явление, а живая часть языковой истории, уходящая корнями в глубокое прошлое.
1) Прочитайте фрагмент книги Л. В. Успенского «Слово о словах», написанной в середине прошлого века. Какие события описаны в тексте? С какой целью?
В повседневной жизни мы можем неожиданно столкнуться с проявлениями языкового разнообразия. Представьте себе такую ситуацию: вы путешествуете по отдалённым районам Русского Севера или глубинке Сибири. Местный житель, предупреждая об опасности, говорит: «Не ходи туда, там зыбун!» В другом случае, расспрашивая о семье собеседника, вы слышите в ответ: «Да все мои по загуменью разбрелися». Для неподготовленного уха эти выражения звучат как минимум странно, а то и вовсе кажутся бессмысленными.
Такие слова, хотя и являются частью русского языка, существуют в его региональных вариантах – диалектах. Они сохраняют древние корни и отражают особенности мировосприятия местных жителей. Например:
- «Зыбун» – опасное болото с плавучей поверхностью (от слова «зыбкий»)
- «Загуменье» – участок за гумном, где традиционно селились бедные родственники
2) О каких особенных словах рассказано в тексте? Каким лингвистическим термином их можно назвать? Почему подобные слова во многих случаях требуют специальных объяснений?
Эти необычные слова представляют собой не случайные искажения речи, а полноценные элементы народных говоров. Диалекты формировались веками под влиянием:
- Географической изоляции
- Исторических миграций
- Взаимодействия с языками соседних народов
3) О каком времени говорится в предпоследнем абзаце текста? Когда мог бы происходить такой диалог? Чтобы ответить на эти вопросы, обратите внимание на формулировку первого задания. Как вы думаете, с какой целью автор уточняет время описываемого события?
Обращаясь к работе Л.В. Успенского, написанной в 1950-х годах, мы видим, что описываемые им «сорокалетней давности» события относятся к началу XX века. Этот период был особенно важен для изучения диалектов, так как:
- Ещё сохранялась относительная изоляция регионов
- Индустриализация только начинала стирать языковые границы
- Учёные активно собирали материал для диалектологических атласов
Автор специально выбирает этот временной отрезок, чтобы показать: диалекты – не временное явление, а устойчивая часть языковой системы. Их исчезновение (а многие региональные слова уже вышли из употребления) означает потерю уникальных способов выражения мыслей и описания мира.
Русский язык
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.