Учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией Лидман-Орловой и Пименова представляет собой комплексный подход к изучению русского языка, который сочетает в себе теоретический материал и практические задания. Этот учебник разработан с учётом возрастных особенностей учащихся и направлен на углубление знаний, полученных в предыдущих классах.
Обзор учебника
Учебник состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящён определённой теме или аспекту русского языка. В нём рассматриваются такие темы, как орфография, пунктуация, морфология и синтаксис. Задания, представленные в учебнике, способствуют развитию грамотности, расширению словарного запаса и улучшению навыков письменной и устной речи.
Одной из ключевых особенностей этого учебника является его интерактивность. Он включает в себя разнообразные упражнения, которые стимулируют учащихся к активному участию в учебном процессе. Кроме того, в учебнике представлены иллюстрации и схемы, которые помогают лучше усваивать материал.
Основные преимущества учебника:
- Структурированность материала: Учебник чётко разделён на главы и параграфы, что облегчает навигацию и поиск необходимой информации.
- Практическая направленность: Большое количество упражнений позволяет закрепить теоретические знания на практике.
- Интерактивные задания: Учебник включает в себя задания, которые развивают аналитическое мышление и творческие способности учащихся.
- Иллюстративный материал: Схемы и иллюстрации делают процесс обучения более наглядным и интересным.
- Соответствие образовательным стандартам: Материал учебника полностью соответствует современным образовательным стандартам и требованиям.
Этот учебник станет незаменимым помощником для учащихся 6 класса в изучении русского языка, помогая им не только освоить необходимый материал, но и развить интерес к языку как к предмету.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Номер 9 Лидман-Орлова, Пименова — Подробные Ответы
1. Перечитайте стихотворение А. Пушкина «Няне». Объясните постановку знаков препинания в предложении с обращением. Сделайте вывод, как с помощью обращений можно выразить отношение к тому, к кому обращаешься. Какие ещё языковые средства (лексические, грамматические) могут выражать авторское отношение? Найдите их в тексте.
2. Укажите в тексте К. Паустовского синонимы, антонимы. Подберите синонимы к слову волшебный. Подготовьтесь к выразительному чтению текста и к сочинению по данному началу.
1.
- Лексические средства выражения отношения: повтор; использование слов подруга, голубка моя.
- Грамматические средства: использование однородных членов: тоска, предчувствия, заботы; обращений.
2.
Фонетический анализ (1)
Няне [н’ à н’ и]
н — [н’] – согласный, мягкий парный; звонкий непарный, сонорный;
я — [á] – гласный, ударный;
н — [н’] – согласный, мягкий парный; звонкий непарный, сонорный;
е — [э] – гласный, безударный.
4 б., 4 зв., 2 слога
Морфемный анализ (2)
Нянины,
нян — корень;
ин — суффикс;
ы — окончание;
нянин — основа
Орфографический анализ (5)
Голубка – проверить согласную можно, изменив слово, – голубок.
1. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне»
Знаки препинания при обращении
В стихотворении обращение выделено запятыми и восклицательным знаком:
«Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»
- Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются.
- В первом случае («Подруга дней моих суровых») обращение отделено запятой, так как стоит в начале предложения.
- Во втором («Голубка дряхлая моя!») – восклицательным знаком, что усиливает эмоциональность и выражает нежность, любовь, восхищение.
Вывод:
Обращения помогают выразить отношение автора к адресату:
- «Подруга» – уважение, благодарность.
- «Голубка дряхлая моя» – ласка, трогательная забота.
Языковые средства, выражающие авторское отношение
Лексические:
- Эпитеты – «суровых (дней)», «дряхлая (голубка)», «забытые (ворота)», «чёрный (путь)» – создают образ одинокой, уставшей, но любящей няни.
- Метафоры – «горюешь, будто на часах» (сравнение с часовым, который ждёт), «тоска… теснят грудь» (олицетворение тоски).
- Уменьшительно-ласкательные слова – «голубка» (символ нежности).
Грамматические:
- Повторы – «давно, давно» (усиливает ощущение долгого ожидания).
- Инверсия – «Голубка дряхлая моя» (порядок слов подчёркивает эмоцию).
- Восклицательные предложения – передают волнение.
2. Анализ текста К. Паустовского
Синонимы и антонимы
- Синонимы:
- «ласковые» – «нежные»
- «просёлки» – «дороги»
- «волшебные» – «сказочные», «чудесные», «магические»
- Антонимы:
- «суровых (дней)» – «нежные (слова)»
- «зима» (холод) – «любовь» (тепло)
Выразительное чтение и сочинение
Тема: «Как К. Паустовский передаёт любовь Пушкина к няне?»
Идея: Автор показывает, что даже в суровых условиях (ссылке в Михайловском) няня была для Пушкина источником тепла и вдохновения.
План сочинения:
Вступление: роль няни в жизни Пушкина.
Основная часть:
- Анализ эпитетов («ласковые, нежные слова»).
- Описание зимнего пейзажа («завалившей снегом» – контраст с теплом няниных сказок).
Заключение: почему слова о няне трогают читателя.
Фонетический анализ слова «Няне»
Слово «Няне» произносится как [н’ а́ н’ и].
н – звук [н’]: согласный, мягкий (есть парный твёрдый [н]), звонкий непарный (сонорный);
я – звук [а́]: гласный, ударный;
н – звук [н’]: согласный, мягкий, звонкий непарный;
е – звук [и]: гласный, безударный.
Итог:
- 4 буквы, 4 звука;
- 2 слога (нЯ-не);
- ударение падает на второй звук [а́].
Морфемный анализ слова «Нянины»
Слово «Нянины» (например, в сочетании «нянины сказки») состоит из следующих частей:
- Корень: нян- (основа, связанная со словом «няня»);
- Суффикс: -ин- (образует притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос чей? – нянин);
- Окончание: -ы (указывает на множественное число или женский род, например: «нянины руки»).
Разбор по составу:
нян-ин-ы
- Основа слова: нянин-;
- Окончание: -ы.
Орфографический анализ слова «Голубка»
Слово «Голубка» содержит несколько орфограмм:
Безударные гласные в корне:
- Первая гласная «о» проверяется словом «гОлубь» (ударение подтверждает написание о);
- Вторая гласная «у» проверяется словом «голУбь» (ударение падает на у).
Парная согласная «б» перед глухой «к»:
- Проверочное слово – «голубОк», где «б» звучит отчётливо.
Суффикс -к-:
- Как в словах «рыбка», «лодка» – пишется через -к-.
Вывод:
Написание слова «голубка» проверяется словами «голубь» и «голубок».