Учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией Лидман-Орловой и Пименова представляет собой комплексный подход к изучению русского языка, который сочетает в себе теоретический материал и практические задания. Этот учебник разработан с учётом возрастных особенностей учащихся и направлен на углубление знаний, полученных в предыдущих классах.
Обзор учебника
Учебник состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящён определённой теме или аспекту русского языка. В нём рассматриваются такие темы, как орфография, пунктуация, морфология и синтаксис. Задания, представленные в учебнике, способствуют развитию грамотности, расширению словарного запаса и улучшению навыков письменной и устной речи.
Одной из ключевых особенностей этого учебника является его интерактивность. Он включает в себя разнообразные упражнения, которые стимулируют учащихся к активному участию в учебном процессе. Кроме того, в учебнике представлены иллюстрации и схемы, которые помогают лучше усваивать материал.
Основные преимущества учебника:
- Структурированность материала: Учебник чётко разделён на главы и параграфы, что облегчает навигацию и поиск необходимой информации.
- Практическая направленность: Большое количество упражнений позволяет закрепить теоретические знания на практике.
- Интерактивные задания: Учебник включает в себя задания, которые развивают аналитическое мышление и творческие способности учащихся.
- Иллюстративный материал: Схемы и иллюстрации делают процесс обучения более наглядным и интересным.
- Соответствие образовательным стандартам: Материал учебника полностью соответствует современным образовательным стандартам и требованиям.
Этот учебник станет незаменимым помощником для учащихся 6 класса в изучении русского языка, помогая им не только освоить необходимый материал, но и развить интерес к языку как к предмету.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Номер 130 Лидман-Орлова, Пименова — Подробные Ответы
1. Сравните материалы двух орфограмм. Что у них общего? Чем они различаются? Выведите общее правило.
2. Потренируйтесь в применении этого правила, вставьте недостающие буквы, выделите морфемы, в которых эти буквы пропущены, и обозначьте орфограммы, как это сделано на с. 56—57.
1) (С) поклаж..й, плахц..м, полотенц..м, кольц..м, (быть) молодц..м, удальц..м, зайц..м, пейзаж., м, барж..й, плющ..м.
2) Клоч..к, кусоч..к, комоч..к, флаж..к, шаж..к, стиш..к, стеж..к, бараш..к, рычаж.ж, струч.ж, порож..к, береж..к, кореш..к, стож..к, кармаш..к, сапож..к, башмач..к, медвеж..нок, лягуш..нок, пас-туш..к, ДОЛЖ..К.
3. Какое значение придают словам суффиксы -ок и -ек! В каком стиле речи (форме речи) чаще всего используются слова с этими суффиксами?
1. Сравнение материалов двух орфограмм
Общие черты:
- Обе орфограммы связаны с написанием гласных после шипящих и ц
- В обоих случаях выбор гласной (о или е) зависит от определённых условий
- Обе орфограммы относятся к суффиксам и окончаниям
Различия:
- Первая орфограмма касается окончаний существительных и прилагательных после шипящих и ц
- Вторая орфограмма относится к суффиксам существительных (-ок, -ек)
- В первом случае выбор между о и е зависит от ударения
- Во втором случае выбор между о и е зависит от наличия/отсутствия беглой гласной
Общее правило:
После шипящих и ц в суффиксах и окончаниях:
- Под ударением пишется о(если нет беглости гласной)
- Без ударения пишется е
- В суффиксах -ек/-ик выбор зависит от беглости гласной:
- Если гласная выпадает при склонении (беглая) — пишем е (суффикс -ек)
- Если гласная сохраняется при склонении — пишем и (суффикс -ик)
2. Применение правила
- (С) поклажей, плащом, полотенцем, кольцом, (быть) молодцом, удальцом, зайцем, пейзажем, баржей, площадью.
Выделенные морфемы:
- поклаж-е-й (окончание, безударное)
- плащ-о-м (окончание, под ударением)
- полотенц-е-м (окончание, безударное)
- кольц-о-м (окончание, под ударением)
- молодц-о-м (окончание, под ударением)
- удальц-о-м (окончание, под ударением)
- зайц-е-м (окончание, безударное)
- пейзаж-е-м (окончание, безударное)
- барж-е-й (окончание, безударное)
- площ-а-дью (корень, не относится к данной орфограмме)
- Клочек, кусочек, комочек, флажок, шажок, стишок, стежок, барашек, рычажок, стручок, порожек, бережок, корешок, стожок, карманчик, сапожок, башмачок, медвежонок, лягушонок, пастушок, должок.
Выделенные морфемы:
- клоч-ек (суффикс -ек, гласная выпадает: клочка)
- кусоч-ек (суффикс -ек, гласная выпадает: кусочка)
- комоч-ек (суффикс -ек, гласная выпадает: комочка)
- флаж-ок (суффикс -ок, под ударением)
- шаж-ок (суффикс -ок, под ударением)
- стиш-ок (суффикс -ок, под ударением)
- стеж-ок (суффикс -ок, под ударением)
- бараш-ек (суффикс -ек, гласная выпадает: барашка)
- рычаж-ок (суффикс -ок, под ударением)
- струч-ок (суффикс -ок, под ударением)
- порож-ек (суффикс -ек, гласная выпадает: порожка)
- береж-ок (суффикс -ок, под ударением)
- кореш-ок (суффикс -ок, под ударением)
- стож-ок (суффикс -ок, под ударением)
- карман-чик (суффикс -чик, не относится к данной орфограмме)
- сапож-ок (суффикс -ок, под ударением)
- башмач-ок (суффикс -ок, под ударением)
- медвеж-онок (суффикс -онок, под ударением)
- лягуш-онок (суффикс -онок, под ударением)
- пастуш-ок (суффикс -ок, под ударением)
- долж-ок (суффикс -ок, под ударением)
3. Значение суффиксов -ок и -ек и их стилистическое использование
Значение суффиксов:
Суффиксы -ок и -ек придают словам уменьшительно-ласкательное значение. Они указывают на:
- Небольшой размер предмета (кусочек, комочек)
- Эмоциональное отношение говорящего (ласковое, доброжелательное)
- Субъективную оценку (положительную или снисходительную)
Стиль речи:
Слова с суффиксами -ок и -ек чаще всего используются в:
- Разговорной речи(при неформальном общении)
- Художественной литературе(особенно в описаниях природы, быта)
- Детской речии при общении с детьми
- Фольклоре(народных сказках, песнях, потешках)
Эти суффиксы придают речи эмоциональность, выразительность и создают атмосферу доверительности, теплоты в общении. Они редко используются в официально-деловом, научном и публицистическом стилях, где преобладает нейтральная лексика.
Русский язык