Учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией Лидман-Орловой и Пименова представляет собой комплексный подход к изучению русского языка, который сочетает в себе теоретический материал и практические задания. Этот учебник разработан с учётом возрастных особенностей учащихся и направлен на углубление знаний, полученных в предыдущих классах.
Обзор учебника
Учебник состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящён определённой теме или аспекту русского языка. В нём рассматриваются такие темы, как орфография, пунктуация, морфология и синтаксис. Задания, представленные в учебнике, способствуют развитию грамотности, расширению словарного запаса и улучшению навыков письменной и устной речи.
Одной из ключевых особенностей этого учебника является его интерактивность. Он включает в себя разнообразные упражнения, которые стимулируют учащихся к активному участию в учебном процессе. Кроме того, в учебнике представлены иллюстрации и схемы, которые помогают лучше усваивать материал.
Основные преимущества учебника:
- Структурированность материала: Учебник чётко разделён на главы и параграфы, что облегчает навигацию и поиск необходимой информации.
- Практическая направленность: Большое количество упражнений позволяет закрепить теоретические знания на практике.
- Интерактивные задания: Учебник включает в себя задания, которые развивают аналитическое мышление и творческие способности учащихся.
- Иллюстративный материал: Схемы и иллюстрации делают процесс обучения более наглядным и интересным.
- Соответствие образовательным стандартам: Материал учебника полностью соответствует современным образовательным стандартам и требованиям.
Этот учебник станет незаменимым помощником для учащихся 6 класса в изучении русского языка, помогая им не только освоить необходимый материал, но и развить интерес к языку как к предмету.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Номер 118 Лидман-Орлова, Пименова — Подробные Ответы
1. Рассмотрите опорный материал. Какими буквами обозначается на письме звук [ш’]?
2. Дополните вывод.
Если в существительных со значением лица слышим [ш’], то …
3. Образуйте существительные со значением лица с помощью этих суффиксов. Укажите слова, в которых суффикс -чик произносится как -щик. Что нужно делать, чтобы не ошибиться в выборе суффикса?
1.
Звук [ш’] на письме обозначается буквами -зч-, -сч-, -жч-, щ.
2.
Если в существительных со значением лица слышим [ш’], то сначала произведём морфемный анализ слова, выделим его корень, тогда станет ясно, какой суффикс участвовал в его образовании -чик- или -щик-.
3.
Паркет — паркетчик
Заправка — заправщик
Заказ — заказчик
Обход — обходчик
Объезд — объездчик
Атом — атомщик
Летать — лётчик
Перевозить — перевозчик
Подписаться — подписчик
Рассказывать — рассказчик
Резать — резчик
Чтобы не ошибиться в выборе суффикса, нужно обратить внимание на букву, на которую заканчивается корень. Если корень заканчивается на д, т, з, с, ж, то пишется суффикс -чик-, в остальных случаях -щик-.
1. Обозначение звука [ш’] на письме
Звук [ш’] (мягкий шипящий) на письме может обозначаться несколькими способами:
- Буквой щ(щука, щавель)
- Сочетанием букв сч(счёт, счастье)
- Сочетанием букв зч(резчик, грузчик)
- Сочетанием букв жч(мужчина, перебежчик)
Во всех этих случаях в произношении мы слышим один и тот же звук [ш’], хотя на письме он обозначается по-разному.
2. Дополнение вывода
Если в существительных со значением лица слышим [ш’], то сначала необходимо произвести морфемный анализ слова, выделить его корень, и только после этого станет ясно, какой суффикс участвовал в образовании данного слова: -чик- или -щик-.
3. Образование существительных со значением лица
Образованные существительные:
- Паркет → паркетчик
- Заправка → заправщик
- Заказ → заказчик
- Обход → обходчик
- Объезд → объездчик
- Атом → атомщик
- Летать → лётчик
- Перевозить → перевозчик
- Подписаться → подписчик
- Рассказывать → рассказчик
- Резать → резчик
В словах: обходчик, объездчик, перевозчик, подписчик, рассказчик, резчик
суффикс -чик произносится как [ш’ик].
Это происходит из-за фонетического процесса ассимиляции (уподобления) согласных по мягкости и месту образования. Когда звуки [з], [с], [д], [т] оказываются перед [ч’], они сливаются с ним в произношении, образуя звук [ш’].
Правило выбора суффикса:
Чтобы не ошибиться в выборе суффикса (-чик- или -щик-), нужно обратить внимание на букву, которой заканчивается корень слова:
- Если корень заканчивается на д, т, з, с, ж, то пишется суффикс -чик-
Примеры: перевозчик(корень на з), лётчик (корень на т), резчик (корень на з) - В остальных случаях пишется суффикс -щик-
Примеры: атомщик(корень на м), заправщик (корень на в)
Алгоритм применения правила:
- Выделить корень слова
- Определить, на какую букву заканчивается корень
- Если это д, т, з, с, ж — используем суффикс -чик-
- В остальных случаях — используем суффикс -щик-
Русский язык