Учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией Лидман-Орловой и Пименова представляет собой комплексный подход к изучению русского языка, который сочетает в себе теоретический материал и практические задания. Этот учебник разработан с учётом возрастных особенностей учащихся и направлен на углубление знаний, полученных в предыдущих классах.
Обзор учебника
Учебник состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящён определённой теме или аспекту русского языка. В нём рассматриваются такие темы, как орфография, пунктуация, морфология и синтаксис. Задания, представленные в учебнике, способствуют развитию грамотности, расширению словарного запаса и улучшению навыков письменной и устной речи.
Одной из ключевых особенностей этого учебника является его интерактивность. Он включает в себя разнообразные упражнения, которые стимулируют учащихся к активному участию в учебном процессе. Кроме того, в учебнике представлены иллюстрации и схемы, которые помогают лучше усваивать материал.
Основные преимущества учебника:
- Структурированность материала: Учебник чётко разделён на главы и параграфы, что облегчает навигацию и поиск необходимой информации.
- Практическая направленность: Большое количество упражнений позволяет закрепить теоретические знания на практике.
- Интерактивные задания: Учебник включает в себя задания, которые развивают аналитическое мышление и творческие способности учащихся.
- Иллюстративный материал: Схемы и иллюстрации делают процесс обучения более наглядным и интересным.
- Соответствие образовательным стандартам: Материал учебника полностью соответствует современным образовательным стандартам и требованиям.
Этот учебник станет незаменимым помощником для учащихся 6 класса в изучении русского языка, помогая им не только освоить необходимый материал, но и развить интерес к языку как к предмету.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Номер 108 Лидман-Орлова, Пименова — Подробные Ответы
1. Прочитайте текст и озаглавьте его.
Отец позвал Петю в огород. Там рядом с огуречными грядками отец присел на корточки, достал из кармана бумажный пакетик с семенами и посеял их в землю.
Храни это место, — сказал отец. — Тут вырастет чудо.
Место посева они огородили, чтобы1 куры не вырыли семян. Петя спросил у отца про зёрна, но отец таинственно подмигнул:
— Погоди, придёт время — увидишь.
Прошло немного времени. На месте посева появились всходы: остроконечные зелёные иголки.
(По В. Боровикову)
2. Укажите разносклоняемые существительные и объясните их правописание.
3. Объясните подчёркнутые орфограммы-буквы.
4. Подготовьтесь записать текст под диктовку (см. памятку 3).
1.
Вырастет чудо
Отец позвал Петю в огород (огороды). Там рядом с огуречными грядками (грядочка) отец присел на корточки, достал из кармана бумажный пакетик с семенами (семя) и посеял их в землю. — Храни это место, — сказал отец. — Тут вырастет (в корне -раст- пишется а) чудо.
Место посева они огородили, чтобы куры не вырыли семян. Петя спросил (спрос) у отца про зёрна, но отец таинственно (тайна) подмигнул (подмигивать):
— Погоди, придёт время — увидишь.
Прошло немного времени. На месте посева появились (явка) всходы: остроконечные (острый, соединительная гласная о после твёрдого р) зелёные (зелень) иголки (игла).
2.
(С) семенами (тв. п., мн.ч.), семя (род. п., ед.ч.), время (им. п., ед.ч.), времени (род. п., ед.ч.)
Фонетический анализ (1)
Чтобы — [ш т о б ы]
- ч — [ш] — согласный, глухой (парный), твёрдый (непарный);
- т — [т] — согласный, глухой (парный), твёрдый (парный);
- о — [ы] — гласный, ударный;
- б — [б] — согласный, звонкий (парный), твёрдый (парный);
- ы — гласный, безударный.
5 букв, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор
Корточки
- приставка: отсутствуеткорень: корточ-суффикс: -к-
- окончание: -и
Основа: корточк-
Пунктуационный разбор (7)
В предложении:
Там рядом с огуречными грядками отец (подлеж.) присел (сказ.) на корточки, достал (сказ.) из кармана бумажный пакетик с семенами и посеял (сказ.) их в землю.
- В этом предложении три однородных сказуемых: присел, достал, посеял.
- Запятая ставится между первыми двумя сказуемыми (присел, достал), так как они соединены бессоюзно.
- Перед союзом «и» запятая не ставится, так как он соединяет последние два однородных сказуемых.
1. Прочитайте текст и озаглавьте его
Возможный заголовок:
- «Чудо из семени»
- «Тайна огорода»
Заголовок должен отражать главную мысль: из простого семени может вырасти нечто удивительное, если проявить терпение и заботу.
2. Укажите разносклоняемые существительные и объясните их правописание
В тексте встречаются разносклоняемые существительные:
- семя и время.
Объяснение:
Разносклоняемые существительные — это существительные среднего рода, оканчивающиеся на -мя (например: семя, время, имя, пламя, знамя, стремя, темя, вымя, племя).
Они имеют особое склонение, отличающееся от других существительных среднего рода.
В единственном числе в родительном падеже у них окончание -ени (семени, времени), а во множественном числе — окончания -ена (семена, времена) и -ён (семян, времён).
В корне всегда пишется буква «е», а окончания зависят от падежа.
Такие слова называются разносклоняемыми, потому что их окончания и формы в падежах не совпадают с обычными правилами склонения.
3. Объяснение орфограмм
1) огороды
- Орфограмма: Безударная гласная в корне слова.
- Где: Корень город.
- Почему: Проверочное слово — город, под ударением слышится «о». Поэтому пишем «о» в корне слова «огород».
2) грядочка
- Орфограмма: Суффикс уменьшительно-ласкательной формы -очк-.
- Где: Суффикс -очк-.
- Почему: Суффикс -очк- пишется в уменьшительных существительных, образованных от слов на -ка (грядка — грядочка).
3) семя
- Орфограмма: Разносклоняемое существительное среднего рода на -мя.
- Где: Окончание -я.
- Почему: Слово «семя» относится к группе разносклоняемых существительных, которые имеют особые окончания в разных падежах. В именительном падеже единственного числа пишется окончание «-я»
5) спрос
- Орфограмма: Проверяемая безударная гласная в корне.
- Где: Корень спрос.
- Почему: Проверочное слово — «спросить», где гласная «о» под ударением. Поэтому пишем «о» в корне слова «спрос».
6) тайна
- Орфограмма: Проверяемая безударная гласная в корне.
- Где: Корень тайн.
- Почему: Проверочное слово — «тайный», где гласная «а» под ударением. Пишем «а» в корне «тайна».
7) подмигивать
- Орфограмма: Приставка под-.
- Где: Приставка под-.
- Почему: Пишется приставка «под-» перед корнем «миг», так как в русском языке приставка «под-» всегда пишется через «д».
8) явка
- Орфограмма: Проверяемая безударная гласная в корне.
- Где: Корень яв.
- Почему: Проверочное слово — «явный», где «я» под ударением. Пишем «я» в корне «явка».
9) острый
- Орфограмма: Соединительная гласная «о» после твёрдого согласного «р».
- Где: Соединительная гласная о.
- Почему: В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная гласная «о» (остроконечный, остроконечные)14.
10) зелень
- Орфограмма: Проверяемая безударная гласная в корне.
- Где: Корень зел.
- Почему: Проверочное слово — «зелёный», где «е» под ударением. Пишем «е» в корне слова «зелень»214.
11) игла
- Орфограмма: Проверяемая безударная гласная в корне.
- Где: Корень игл.
- Почему: Проверочное слово — «иглы», где «и» под ударением. Пишем «и» в корне слова «иголки»214.
4. Подготовьтесь записать текст под диктовку
Памятка для подготовки к диктанту:
- Внимательно прочитайте текст несколько раз, чтобы понять его смысл и структуру.
- Обратите внимание на написание сложных и незнакомых слов, особенно с безударными гласными или парными согласными.
- Запомните, где в тексте стоят запятые, тире и другие знаки препинания.
- Проверьте написание слов с чередующимися гласными, приставками и суффиксами.
- Повторите правила написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне.
- Попробуйте записать текст по памяти, а затем проверьте себя по оригиналу.
- Обратите внимание на оформление прямой речи (например, оформление реплик с тире и кавычками).
Пунктуационный анализ
Предложение для анализа:
- Там рядом с огуречными грядками отец присел на корточки, достал из кармана бумажный пакетик с семенами и посеял их в землю.
Подробный разбор:
- В этом предложении три однородных сказуемых: присел, достал, посеял.
- Между первыми двумя сказуемыми (присел на корточки и достал из кармана бумажный пакетик с семенами) ставится запятая, так как они соединены бессоюзно.
- Между вторым и третьим сказуемым (достал и посеял) запятая не ставится, потому что они соединены союзом и.
- Таким образом, запятая разделяет только первые два однородных сказуемых, а перед союзом «и» запятая не требуется.
Объяснение постановки запятой:
Запятая ставится между однородными сказуемыми, если они соединены бессоюзно, а перед союзом «и» запятая не ставится.
Морфемный разбор слова «чтобы»
Слово: чтобы
- приставка: что-
- корень: что-
- суффикс: -б-
- окончание: -ы
Основа слова: чтобы
Слово «чтобы» состоит из корня что-, суффикса -б- и окончания -ы. Приставка отсутствует, так как что — это корень, а бы — частица, которая в данном случае входит в состав слова.
Русский язык