Учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией Лидман-Орловой и Пименова представляет собой комплексный подход к изучению русского языка, который сочетает в себе теоретический материал и практические задания. Этот учебник разработан с учётом возрастных особенностей учащихся и направлен на углубление знаний, полученных в предыдущих классах.
Обзор учебника
Учебник состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящён определённой теме или аспекту русского языка. В нём рассматриваются такие темы, как орфография, пунктуация, морфология и синтаксис. Задания, представленные в учебнике, способствуют развитию грамотности, расширению словарного запаса и улучшению навыков письменной и устной речи.
Одной из ключевых особенностей этого учебника является его интерактивность. Он включает в себя разнообразные упражнения, которые стимулируют учащихся к активному участию в учебном процессе. Кроме того, в учебнике представлены иллюстрации и схемы, которые помогают лучше усваивать материал.
Основные преимущества учебника:
- Структурированность материала: Учебник чётко разделён на главы и параграфы, что облегчает навигацию и поиск необходимой информации.
- Практическая направленность: Большое количество упражнений позволяет закрепить теоретические знания на практике.
- Интерактивные задания: Учебник включает в себя задания, которые развивают аналитическое мышление и творческие способности учащихся.
- Иллюстративный материал: Схемы и иллюстрации делают процесс обучения более наглядным и интересным.
- Соответствие образовательным стандартам: Материал учебника полностью соответствует современным образовательным стандартам и требованиям.
Этот учебник станет незаменимым помощником для учащихся 6 класса в изучении русского языка, помогая им не только освоить необходимый материал, но и развить интерес к языку как к предмету.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Номер 1 Лидман-Орлова, Пименова — Подробные Ответы
1) Прочитайте высказывание. Как вы его понимаете? (Если вам трудно ответить на вопрос, выполните сначала второе задание, а затем вернитесь к первому.)
«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей…» (М. Горький)
2) Используя просмотровое чтение «Теории» (с. 11), приведите примеры лексического, морфемного, синтаксического богатства русского языка.
1) Максим Горький сказал: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей…» Как же точно выразился писатель! Я понимаю это высказывание так: богатство русского языка состоит в огромном словарном запасе, в наличии слов в прямом и переносном значении, в возможности заменять слова синонимами, использовать фразеологизмы. Русский язык постоянно развивается и пополняется новыми лексическими единицами, называющими явления и предметы, которые только появляются в жизни человека, а также заимствованными словами.
2) Примеры лексического богатства русского языка:
- колоссальный словарный состав: известно, что самый большой словарь русского языка насчитывает более 120 000 тысяч слов;
- многозначность слов: примерно треть всех русских слов имеют, как минимум, два значения;
- богатая синонимизация. Например, к слову «красивый» можно подобрать более двадцати синонимов: хороший, привлекательный, изумительный, дивный, чудный, прекрасный, ценный и т.д.
- прямое и переносное значение слов, использование фразеологических оборотов: «золотое сердце» — добрый, отзывчивый человек; «золотые слова» — мудрые, умные, дельные, высказывания, полезные советы; «золотая середина» — образ действия, поведения, при котором человек избегает крайностей и т.д.
Примеры морфемного богатства русского языка: существует пять морфемных способов образования слов. Например, только с помощью суффикса можно придать слову негативное или, наоборот, ласковое значение: идол — идолище, соловей — соловушка.
Примеры синтаксического богатства русского языка:
- простая перестановка слов в словосочетании или в предложении существенно меняет смысл сказанного: я увижу его через три дня (точная информация) — … дня через три (информация приблизительная);
- многообразие предложений: простые и сложные (союзные, бессоюзные, сложноподчиненные) и т.д.
1) Анализ высказывания М. Горького
Тезис:
Высказывание Горького подчёркивает две ключевые характеристики русского языка:
- Неисчерпаемость — язык обладает бесконечным разнообразием средств выражения.
- Динамичность — он непрерывно развивается, адаптируясь к новым реалиям.
Глубинное понимание:
- Лексическое богатство: Обилие слов, включая диалекты, архаизмы, неологизмы (например, «гаджет», «ковид»).
- Гибкость словообразования: Возможность создавать новые слова через морфемы («робот» → «роботизация»).
- Культурная значимость: Язык отражает историю и традиции (например, старославянизмы: «глас» вместо «голос»).
2) Примеры богатства русского языка
- Лексическое богатство
- Объём словарного запаса:
- «Словарь современного русского литературного языка» — 120+ тыс. слов.
- Словарь В.И. Даля — 200+ тыс. слов, включая диалекты.
- Многозначность:
- «Ключ»: инструмент, источник воды, шифр.
- «Лук»: растение, оружие.
- Синонимия:
- «Красивый» → прекрасный, восхитительный, изумительный, чарующий (20+ вариантов).
- «Говорить» → болтать, вещать, изрекать, шептать.
- Фразеологизмы:
- «Бить баклуши» (бездельничать), «Водить за нос» (обманывать).
- Объём словарного запаса:
- Морфемное богатство
- Способы словообразования:
- Префиксальный: бежать → перебежать.
- Суффиксальный: дом → домик (уменьш.-ласк.), идол → идолище (увелич.).
- Сложение основ: самолёт (сам + лететь).
- Изменение значения через морфемы:
- «Глаз» → глаз-ок (ласково), глаз-ище (гипербола).
- Способы словообразования:
- Синтаксическое богатство
- Вариативность порядка слов:
- «Я увижу его через три дня» (точность) → «Дня через три увижу» (приблизительность).
- Типы предложений:
- Простые: «Дождь идёт».
- Сложные:
- Союзные: «Я ушёл, потому что устал»
- Бессоюзные: «Солнце село — стало темно».
- Вариативность порядка слов:
- Стилистические приёмы:
- Инверсия: «Люблю я Родину!» (эмоциональный акцент).
Практическое применение
- Для школьников:
- Подбор синонимов в сочинениях («сказал» → «прошептал», «воскликнул»).
- Анализ морфем в новых словах («интернет-зависимость»: интернет + завис(еть) + -ость).
- В жизни:
- Понимание пословиц («Слово не воробей» = сказанного не вернёшь).
- Использование фразеологизмов («как снег на голову» = неожиданно).