Учебник «Русский язык» для 9 класса под авторством Шмелёва и Флоренской является одним из ключевых пособий для изучения русского языка в средней школе. Этот учебник выделяется своим структурированным подходом к обучению, что делает его незаменимым инструментом для учителей и учеников. Вот основные особенности и преимущества данного учебника:
- Структура и содержание: Учебник разбит на тематические разделы, каждый из которых посвящен определённой теме или аспекту русского языка. Это позволяет учащимся постепенно углублять свои знания, переходя от простых к более сложным темам.
- Практическая направленность: В книге представлено множество упражнений, направленных на развитие навыков письма, чтения и анализа текстов. Эти упражнения помогают закрепить теоретические знания на практике.
- Интерактивные задания: В учебнике присутствуют задания, которые стимулируют творческое мышление и развивают аналитические способности учащихся. Это способствует более глубокому пониманию материала.
- Теоретический материал: Объяснения грамматических правил и языковых явлений изложены доступно и понятно, что облегчает процесс усвоения информации. Авторы уделяют внимание не только правилам, но и исключениям, что важно для полноценного понимания языка.
- Дополнительные материалы: Учебник содержит ссылки на дополнительные ресурсы и литературу, что позволяет учащимся самостоятельно углублять свои знания и готовиться к экзаменам.
- Актуальность: Учебник регулярно обновляется, чтобы соответствовать современным стандартам образования и изменениям в языке.
В целом, учебник Шмелёва и Флоренской для 9 класса — это качественный образовательный ресурс, который помогает ученикам не только подготовиться к экзаменам, но и развить любовь к русскому языку и литературе. Благодаря продуманной структуре и разнообразию заданий, он способствует всестороннему развитию языковых навыков у школьников.
ГДЗ по Русскому Языку 9 Класс Номер 87 Шмелёв, Флоренская — Подробные Ответы
1) Вспомните, в чём различие между диалогической и монологической речью. В каких ситуациях общения используется преимущественно диалогическая речь? В какой речи часто встречаются неполные предложения? С чем это связано?
2) Прочитайте и найдите в тексте диалогическую и монологическую формы речи. Есть ли в этом отрывке неполные предложения?
(1) — Я читал один стих о том, почему мы слыш…м дун…вение ветра, — говорю я. — Потому что умершие люди пр…вращаются в траву и деревья. Их-то мы и слыш…м, когда дует ветер.
(2) — Ты любишь стихи?
(3) — Этот стих я прочитал в н…крологе.
(4) — Ты читаешь н…крологи?
(5) — Это был н…кролог о моей бабушке. Она умерла в прошлом году.
(6) Мари-Лу выдерживает м…нутную паузу в память о моей бабушке и затем говорит:
— Как ты сч…таешь, это правда?
(7) — Не знаю. В каком-то смысле мы составляем единое целое со всем живым на земле. Ведь те, кто умер, куда-то уходят.
(8) — Да, я тоже так думаю, — говорит Мари-Лу.
(9) Мы наслаждаемся тиш…ной, теплом и спокойствием.
(10) Поверхность озера такая гладкая и блестящая, что кажется, по ней можно прокатиться на роликах.
(С. Каста. Перевод М. Конобеевой)
3) Объясните значение слова, которое повторяется в предложениях 3-5.
4) Работа в паре. Найдите предложения, включающие прямую речь и слова автора. Запишите их по правилам оформления прямой речи, используя кавычки. Сравните два пунктуационных оформления этих предложений и объясните, в чём, с вашей точки зрения, состоит различие.
1.
Монолог и диалог :
- Монолог – форма разговора, где говорит только один человек.
Пример: выступление на сцене (выступающий выражает мысли в одиночку).
- Диалог – разговор между двумя или несколькими людьми.
Представляет собой поочередное выражение мыслей.
Неполные предложения :
- Часто встречаются в диалоге.
- Следуют короткие реплики после полных предложений.
- Не повторяют слова, уже упомянутые ранее.
2.
Диалогическая форма речи :
- Предложения 2–5 – диалогические.
- Монологическая форма речи – предложения 1 и 7.
- Неполные предложения – 6 и 7 («Не знаю»).
3.
Некролог :
- Статья о жизни и деятельности умершего человека.
- Пишется по поводу его смерти.
4.
Пример диалога : «Я читал один стих о том, почему мы слышим дуновение ветра, – говорю я. – Потому что умершие люди превращаются в траву и деревья… Их-то мы и слышим, когда дует ветер».
Мари-Лу выдерживает минутную паузу в память о моей бабушке и затем говорит: «Как ты считаешь, это правда?»
«Да, я тоже так думаю», – говорит Мари-Лу.
Оформление диалога :
Отличается от прямой речи тем, что:
- Реплики не заключаются в кавычки.
- Каждая реплика начинается с новой строки.
- Обособляется тире перед словами автора.
Дополнительные замечания:
Монолог :
- Характеризуется монологической формой речи.
- Один человек выражает свои мысли без участия других.
Диалог :
- Включает взаимодействие двух или более людей.
- Реплики чередуются, создавая живое общение.
Неполные предложения :
- Упрощенные конструкции, часто встречающиеся в диалогах.
- Используются для естественности разговора.
Некролог :
- Традиционный жанр, посвященный умершему.
- Содержит информацию о жизни и деятельности человека.
Формат диалога :
Особенности оформления:
- Каждая реплика начинается с новой строки.
- Авторские ремарки отделяются тире.
- Отсутствие кавычек вокруг реплик.
1. Теоретические основы монолога и диалога
Характеристика монолога:
- Единоличное высказывание
- Логическая завершенность мысли
- Последовательная аргументация
- Отсутствие непосредственной реакции собеседника
- Примеры использования:
- Театральные монологи
- Публичные выступления
- Авторские рассуждения
Характеристика диалога:
- Чередование реплик
- Непосредственное взаимодействие участников
- Возможность немедленной реакции
- Использование неполных предложений
- Признаки:
- Поочередность высказываний
- Короткие реплики
- Опущение повторяющихся элементов
Сравнительный анализ:
Монолог:
- Линейная структура
- Развернутость мысли
- Полные грамматические конструкции
Диалог:
- Интерактивная структура
- Краткость высказываний
- Наличие неполных предложений
2. Анализ форм речи в тексте
Распределение по формам речи:
- Монологическая форма:
Предложение 1 (развернутое высказывание)
Предложение 7 (завершающее утверждение)
- Диалогическая форма:
Предложения 2-5 (чередование реплик)
- Неполные предложения:
Предложение 6 («Не знаю»)
Предложение 7 (сокращенная форма)
Особенности оформления:
Монолог:
- Традиционные правила пунктуации
- Полные грамматические конструкции
- Отсутствие прямых обращений
Диалог:
- Новое оформление каждой реплики
- Использование тире
- Отсутствие кавычек
3. Лингвистический анализ жанра некролога
Определение и характеристики:
- Информационный характер
- Биографическая составляющая
- Мемориальная функция
- Формально-официальный стиль
Структурные элементы:
- Краткие биографические данные
- Описание заслуг
- Хронологические рамки жизни
- Оценка деятельности
Стилистические особенности:
- Нейтральный тон
- Достоверность информации
- Объективность изложения
- Уважительное отношение
4. Анализ примера диалога
Первый блок: ««Я читал один стих о том, почему мы слышим дуновение ветра, – говорю я. – Потому что умершие люди превращаются в траву и деревья… Их-то мы и слышим, когда дует ветер».»
Анализ:
- Монологическое начало
- Философское содержание
- Поэтическая образность
- Грамматическая основа: я говорю
Второй блок: «Мари-Лу выдерживает минутную паузу в память о моей бабушке и затем говорит: «Как ты считаешь, это правда?»»
Анализ:
- Реакция на предыдущее высказывание
- Эмоциональная пауза
- Вопросительная форма
- Грамматическая основа: Мари-Лу говорит
Третий блок: ««Да, я тоже так думаю», – говорит Мари-Лу.»
Анализ:
- Поддерживающая реплика
- Согласие с предыдущим мнением
- Краткость высказывания
- Грамматическая основа: Мари-Лу говорит
Особенности оформления диалога
Технические требования:
- Каждая новая реплика с красной строки
- Использование тире перед словами автора
- Отсутствие кавычек вокруг реплик
- Сохранение последовательности высказываний
Стилистические особенности:
- Естественность общения
- Живость диалога
- Наличие пауз
- Эмоциональная окраска
Грамматические особенности:
- Частое использование неполных предложений
- Опущение повторяющихся слов
- Короткие реплики
- Разговорная лексика
Практическое применение знаний
Для анализа текста:
- Выделение форм речи
- Определение структуры диалога
- Анализ неполных предложений
- Характеристика жанровых особенностей
Для создания текста:
- Правильное оформление диалога
- Использование неполных предложений
- Сохранение естественности общения
- Соблюдение грамматических норм
Для понимания коммуникации:
- Различение монологической и диалогической речи
- Понимание функций неполных предложений
- Освоение жанровых особенностей
- Развитие коммуникативных навыков
Глава 1
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.