Учебник «Русский язык» для 9 класса под авторством Шмелёва и Флоренской является одним из ключевых пособий для изучения русского языка в средней школе. Этот учебник выделяется своим структурированным подходом к обучению, что делает его незаменимым инструментом для учителей и учеников. Вот основные особенности и преимущества данного учебника:
- Структура и содержание: Учебник разбит на тематические разделы, каждый из которых посвящен определённой теме или аспекту русского языка. Это позволяет учащимся постепенно углублять свои знания, переходя от простых к более сложным темам.
- Практическая направленность: В книге представлено множество упражнений, направленных на развитие навыков письма, чтения и анализа текстов. Эти упражнения помогают закрепить теоретические знания на практике.
- Интерактивные задания: В учебнике присутствуют задания, которые стимулируют творческое мышление и развивают аналитические способности учащихся. Это способствует более глубокому пониманию материала.
- Теоретический материал: Объяснения грамматических правил и языковых явлений изложены доступно и понятно, что облегчает процесс усвоения информации. Авторы уделяют внимание не только правилам, но и исключениям, что важно для полноценного понимания языка.
- Дополнительные материалы: Учебник содержит ссылки на дополнительные ресурсы и литературу, что позволяет учащимся самостоятельно углублять свои знания и готовиться к экзаменам.
- Актуальность: Учебник регулярно обновляется, чтобы соответствовать современным стандартам образования и изменениям в языке.
В целом, учебник Шмелёва и Флоренской для 9 класса — это качественный образовательный ресурс, который помогает ученикам не только подготовиться к экзаменам, но и развить любовь к русскому языку и литературе. Благодаря продуманной структуре и разнообразию заданий, он способствует всестороннему развитию языковых навыков у школьников.
ГДЗ по Русскому Языку 9 Класс Номер 68 Шмелёв, Флоренская — Подробные Ответы
Запишите предложения, заменяя прямую речь косвенной. Какое правило вам надо использовать при замене вопросительных предложений прямой речи?
1. А он спросил детей: «Где же вы искали меня?» 2. Меня спрашивают издатели: «Когда напишете мемуары5?» 3. Мне хотелось спросить: «Почему никто не учитывает, что я перенёс тяжёлый грипп?» 4. А отец и спрашивает: «Что же, дочь моя милая, любимая, не берёшь ты своего цветка желанного?» 5. Он долго глядел на ягоды, затем подумал: «А может быть, они ядовитые?» 6. «Вам нравится то3, что я играю?» — спросила я малышей. 7. «Как ты себя чувствуешь?» — озабоченно спросила мама дедушку.
1.
Вопросительное предложение, переданное косвенной речью, называют косвенным вопросом. В конце такого предложения вопросительный знак не ставится.
- А он спросил детей: «Где же вы искали меня?» – А он спросил детей, где же те искали его.
- Меня спрашивают издатели: «Когда напишете мемуары⁵?» – Меня спрашивают издатели, когда я напишу мемуары.
- Мне хотелось спросить: «Почему никто не учитывает, что я перенёс тяжёлый грипп?» – Мне хотелось спросить, почему никто не учитывает, что я перенёс тяжёлый грипп.
- А отец и спрашивает: «Что же, дочь моя милая, любимая, не берёшь своего цветка желанного?» – А отец и спрашивает, что же дочь его милая, любимая не берёт своего цветка желанного.
- Он долго глядел на ягоды, затем подумал: «А может быть, они ядовитые?» – Он долго глядел на ягоды, затем подумал, что, может быть, они ядовитые.
- «Вам нравится то³, что я играю?» – спросила я малышей. – Я спросила малышей, нравится ли им то, что я играю.
- «Как ты себя чувствуешь?» – озабоченно спросила мама дедушку. – Мама озабоченно спросила дедушку, как он себя чувствует.
1. То³ – местоимение-существительное.
2. Н. ф. – тот.
3. Постоянные признаки:
- указательное.
4. Непостоянные признаки:
- в ед. ч.;
- в ср. р.;
- в И. п.
5. Подлежащее.
1. Мемуары⁵ – литературное произведение в форме личных воспоминаний о событиях прошлого.
2. Слово имеет одно значение.
3 Употреблено в прямом значении.
4. Синонимы: дневник, хроника.
5. Антонимов нет.
6. Омонимов нет.
7. Слово заимствовано из французского языка.
8. Книжное слово из пассивного словарного запаса.
9. Фразеологизмов нет.
1.
Вопросительное предложение, переданное косвенной речью, называют косвенным вопросом. В конце такого предложения вопросительный знак не ставится.
Объяснение:
- Косвенный вопрос: Это пересказ чужого вопроса своими словами, без сохранения его формы и интонации.
Особенности оформления:
- В конце косвенного вопроса не ставится вопросительный знак.
- Косвенные вопросы обычно оформляются в виде сложноподчинённых предложений с использованием союзов (что , будто , чтобы ) и местоимений (кто , что , где , когда , почему ), а также частицы ли .
1) А он спросил детей: «Где же вы искали меня?»
– А он спросил детей, где же те искали его.
Объяснение:
Прямая речь: «Где же вы искали меня?».
- Слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие.
- Первое слово прямой речи пишется с прописной буквы.
- Знаки препинания в конце прямой речи: вопросительный знак перед закрывающими кавычками.
Косвенная речь: А он спросил детей, где же те искали его.
- Союз «где» используется для передачи содержания вопроса.
- В конце косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
2) Меня спрашивают издатели: «Когда напишете мемуары⁵?»
– Меня спрашивают издатели, когда я напишу мемуары.
Объяснение:
Прямая речь: «Когда напишете мемуары⁵?».
- Слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие.
- Первое слово прямой речи пишется с прописной буквы.
- Знаки препинания в конце прямой речи: вопросительный знак перед закрывающими кавычками.
Косвенная речь: Меня спрашивают издатели, когда я напишу мемуары.
- Союз «когда» используется для передачи содержания вопроса.
- Глагол в придаточной части представлен в форме будущего времени: «напишу».
- В конце косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
3) Мне хотелось спросить: «Почему никто не учитывает, что я перенёс тяжёлый грипп?»
– Мне хотелось спросить, почему никто не учитывает, что я перенёс тяжёлый грипп.
Объяснение:
Прямая речь: «Почему никто не учитывает, что я перенёс тяжёлый грипп?».
- Слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие.
- Первое слово прямой речи пишется с прописной буквы.
- Знаки препинания в конце прямой речи: вопросительный знак перед закрывающими кавычками.
Косвенная речь: Мне хотелось спросить, почему никто не учитывает, что я перенёс тяжёлый грипп.
- Союз «почему» используется для передачи содержания вопроса.
- Глагол в придаточной части представлен в форме прошедшего времени: «перенёс».
- В конце косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
4) А отец и спрашивает: «Что же, дочь моя милая, любимая, не берёшь своего цветка желанного?»
– А отец и спрашивает, что же дочь его милая, любимая не берёт своего цветка желанного.
Объяснение:
Прямая речь: «Что же, дочь моя милая, любимая, не берёшь своего цветка желанного?».
- Слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие.
- Первое слово прямой речи пишется с прописной буквы.
- Знаки препинания в конце прямой речи: вопросительный знак перед закрывающими кавычками.
Косвенная речь: А отец и спрашивает, что же дочь его милая, любимая не берёт своего цветка желанного.
- Союз «что» используется для передачи содержания вопроса.
- Глагол в придаточной части представлен в форме настоящего времени: «берёт».
- В конце косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
5) Он долго глядел на ягоды, затем подумал: «А может быть, они ядовитые?»
– Он долго глядел на ягоды, затем подумал, что, может быть, они ядовитые.
Объяснение:
Прямая речь: «А может быть, они ядовитые?».
- Слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие.
- Первое слово прямой речи пишется с прописной буквы.
- Знаки препинания в конце прямой речи: вопросительный знак перед закрывающими кавычками.
Косвенная речь: Он долго глядел на ягоды, затем подумал, что, может быть, они ядовитые.
- Союз «что» используется для передачи содержания мысли.
- Вводное слово «может быть» остаётся без изменений.
- Глагол в придаточной части представлен в форме настоящего времени: «ядовитые».
- В конце косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
6) «Вам нравится то³, что я играю?» – спросила я малышей.
– Я спросила малышей, нравится ли им то, что я играю.
Объяснение:
Прямая речь: «Вам нравится то³, что я играю?».
- Прямая речь предшествует словам автора, после неё ставится запятая (после кавычек) и тире.
- Первое слово прямой речи пишется с прописной буквы.
- Слова автора начинаются со строчной буквы.
Косвенная речь: Я спросила малышей, нравится ли им то, что я играю.
- Союз «что» используется для передачи содержания вопроса.
- Частица «ли» добавляется для выражения вопроса.
- Глагол в придаточной части представлен в форме настоящего времени: «играю».
- В конце косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
7) «Как ты себя чувствуешь?» – озабоченно спросила мама дедушку.
– Мама озабоченно спросила дедушку, как он себя чувствует.
Объяснение:
Прямая речь: «Как ты себя чувствуешь?».
- Прямая речь предшествует словам автора, после неё ставится запятая (после кавычек) и тире.
- Первое слово прямой речи пишется с прописной буквы.
- Слова автора начинаются со строчной буквы.
Косвенная речь: Мама озабоченно спросила дедушку, как он себя чувствует.
- Союз «как» используется для передачи содержания вопроса.
- Глагол в придаточной части представлен в форме настоящего времени: «чувствует».
- В конце косвенного вопроса вопросительный знак не ставится
Глава 1
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.