Учебник «Русский язык» для 9 класса под авторством Шмелёва и Флоренской является одним из ключевых пособий для изучения русского языка в средней школе. Этот учебник выделяется своим структурированным подходом к обучению, что делает его незаменимым инструментом для учителей и учеников. Вот основные особенности и преимущества данного учебника:
- Структура и содержание: Учебник разбит на тематические разделы, каждый из которых посвящен определённой теме или аспекту русского языка. Это позволяет учащимся постепенно углублять свои знания, переходя от простых к более сложным темам.
- Практическая направленность: В книге представлено множество упражнений, направленных на развитие навыков письма, чтения и анализа текстов. Эти упражнения помогают закрепить теоретические знания на практике.
- Интерактивные задания: В учебнике присутствуют задания, которые стимулируют творческое мышление и развивают аналитические способности учащихся. Это способствует более глубокому пониманию материала.
- Теоретический материал: Объяснения грамматических правил и языковых явлений изложены доступно и понятно, что облегчает процесс усвоения информации. Авторы уделяют внимание не только правилам, но и исключениям, что важно для полноценного понимания языка.
- Дополнительные материалы: Учебник содержит ссылки на дополнительные ресурсы и литературу, что позволяет учащимся самостоятельно углублять свои знания и готовиться к экзаменам.
- Актуальность: Учебник регулярно обновляется, чтобы соответствовать современным стандартам образования и изменениям в языке.
В целом, учебник Шмелёва и Флоренской для 9 класса — это качественный образовательный ресурс, который помогает ученикам не только подготовиться к экзаменам, но и развить любовь к русскому языку и литературе. Благодаря продуманной структуре и разнообразию заданий, он способствует всестороннему развитию языковых навыков у школьников.
ГДЗ по Русскому Языку 9 Класс Номер 65 Шмелёв, Флоренская — Подробные Ответы
1) Прочитайте текст, из которого удалены почти все осложняющие его компоненты. Понятны ли вам его тема и основная мысль? Есть ли части, в которых нарушена связность текста?
(1) Никогда не зна…шь, в какой м…мент «выстрелит» какое-то полезное умение. (2) Человеку, который в детстве активно трен…ровал мелкую моторику рук, будет легче стать х…рургом, проводящим филигранные операц…и, в которых нельзя допустить ни одного неправильного дв…жения. (3) Если что и может з…ставить мозг работать лучше, то это — трен…ровка. (4) Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и на…борот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. (5) И чем мозг младше, тем он более «гибкий». (6) Именно поэтому дети г…раздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям. (7) Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. (8) И если вы будете это делать, то ничто не пом…шает вам сделать великие открытия. (9) О том, как работает мозг.
(По В. Башмаковой)
2) Объясните, почему в тексте взяты в кавычки два слова. Определите, в каком значении они употреблены — в прямом или переносном. Подберите к этим словам синонимы.
3) Укажите номера сложных и простых предложений, объясните, как вы их различаете.
4) Запишите номера предложений в столбик. Послушайте исходный текст, возле каждого номера предложения запишите пропущенный осложняющий компонент и укажите вид осложнения.
5) Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и добавляя те вводные конструкции, однородные и обособленные члены предложения, которые, с вашей точки зрения, делают его более точным и выразительным.
6) Выполните орфографический разбор слов с пропущенными буквами из предложения 1.
7) Самостоятельно придумайте тему сочинения по материалу прочитанного текста и напишите небольшое сочинение, используя предложенные конструкции. vHlO
Никогда не знаешь, что/когда/в какой момент…
Если что и может заставить меня…, то…
Тренировать … надо, потому что…
И если я буду это делать, то…
1.
Тема и основная мысль текста понятны. Связность текста нарушена между 8 и 9 предложениями.
Слова «выстрелит» и «гибкий» взяты в кавычки, потому что они употреблены в переносном значении.
Выстрелить – перен. оказаться действенным, произвести значительный эффект. Синонимы – проявиться.
Гибкий – перен. быстро применяющийся к условиям, обстоятельствам. Синонимы – податливый, приспосабливающийся.
Сложные предложения: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9.
Простые предложения: 6, 7.
Отличие простого предложения от сложного заключается в том, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – две или более грамматических основы.
4.
1. приобретённое в детстве – причастный оборот;
2. например – вводное слово; занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием – деепричастный оборот; точные – однородный член;
3. иными словами – вводное слово; причём тренировка с самого детства – присоединительная конструкция;
4. –
5. и восприимчивый – однородный член;
6. (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки) – вставная конструкция;
7. –
8. –
9. например — вводное слово.
5.
(1) Никогда не знаешь (глагол I спр.), в какой момент (словарное слово) «выстрелит» какое-то полезное умение, приобретённое в детстве.
(2) Например, человеку, который в детстве активно тренировал (-ирова-) мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом (словарное слово), проводящим филигранные⁵, точные операции (сущ. на -ция), в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения (двигаться).
(3) Иными словами, если что и может заставить (словарное слово) мозг работать лучше, то это – тренировка (-ирова-), причём тренировка с самого детства.
(4) Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот (словарное слово) – чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать (и после ц в корне).
(5) И чем мозг младше³, тем он более «гибкий» и восприимчивый.
(6) Именно поэтому дети гораздо (словарное слово) быстрее взрослых умеют приспосабливаться² (словарное слово) к новым ситуациям (сущ. на -ция) (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки).
(7) Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства.
(8) И если вы будете это делать, то ничто не помешает (помеха) вам сделать великие открытия.
(9) Например, о том, как работает мозг.
(По В. Башмаковой)
6.
1. Знаешь – личные окончания глаголов.
В окончаниях глаголов I спряжения единственного числа пишется буква е.
Принцип орфографии – морфологический.
2. Момент – безударная непроверяемая гласная в корне слова.
Словарное слово.
Принцип орфографии – традиционный.
Чтобы быть умным, надо работать руками
Говорят, чтобы быть умным, надо работать руками, а чтобы работать руками, надо работать головой. Чтобы мозг работал эффективно, его необходимо «тренировать», причём делать это с самого раннего возраста. Никогда не знаешь, когда проявится какое-то полезное умение, приобретённое в детстве. Тесную взаимосвязь головного мозга и моторного центра, который отвечает за движение пальцев, учёные обнаружили уже давно. Мелкая моторика рук хорошо развивает речь, мыслительные процессы, воображение, память, творческие способности. Для развития мелкой моторики можно выбирать что-то по душе: игра на музыкальных инструментах, собирание различных мелких деталей, занятие рукоделием и т. д.
Например, дети, систематически складывающие головоломки, легче справляются со школьными заданиями, лучше усваивают учебный материал, а в нестандартных ситуациях действуют увереннее. Также головоломки тренируют усидчивость, терпение и настойчивость. Несомненно, это важные и полезные навыки, которые стоит развивать с ранних лет. Впрочем, развитие моторики важно всегда, в любом возрасте. Учёные выяснили, что вязание или рисование защищают мозг человека от слабоумия. Так что мелкую моторику рук лучше продолжать развивать всю жизнь.
- приспособляться² – (-ю|сь, -ешь|ся) – глаг.
- приспособляться ← приспособлять ← приспособление
- приспособляться
- Младше³ – прилагательное.
- Н. ф. – младший.
- Постоянные признаки:
– качественное. - Непостоянные признаки:
– в сравнительной степени. - Сказуемое.
- Филиграннный⁵ – слово употреблено в значении «выполняемый, совершаемый с большим мастерством, тщательно и искусно, с вниманием к тонким деталям».
- Слово имеет три значения.
- Употреблено в переносном значении.
- Синонимы в этом значении: искусственный, тонкий.
- Антонимы в этом значении: грубый, топорный.
- Омонимов нет.
- Слово заимствовано через немецкий или французский из итальянского языка.
- Книжное слово из пассивного словарного запаса.
- Фразеологизмы: филигранная работа.
1.
Тема и основная мысль текста понятны. Связность текста нарушена между 8 и 9 предложениями.
Объяснение:
- Тема: Развитие мелкой моторики рук с детства для повышения эффективности работы головного мозга.
- Основная мысль: Работа руками (мелкая моторика) способствует развитию умственных способностей, что важно делать с детства для достижения лучших результатов в будущем.
Анализ связности между 8 и 9 предложениями:
- Предложение 8: «И если вы будете это делать, то ничто не помешает (помеха) вам сделать великие открытия.»
- Предложение 9: «Например, о том, как работает мозг.»
Проблема связности:
- Предложения 8 и 9 связаны тематически, но логическая связь нарушена. Переход к примеру резкий и требует пояснения или дополнительной информации. Например, можно добавить фразу «например, в области нейронаук» перед предложением 9.
2.
Слова «выстрелит» и «гибкий» взяты в кавычки, потому что они употреблены в переносном значении.
Объяснение:
- Выстрелит: Переносное значение — оказаться действенным, произвести значительный эффект.
- Синонимы: проявиться, дать результат.
- Гибкий: Переносное значение — быстро применяющийся к условиям, обстоятельствам.
- Синонимы: податливый, приспосабливающийся.
3.
Сложные предложения: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9. Простые предложения: 6, 7.
Отличие простого предложения от сложного:
- Простое предложение: Имеет одну грамматическую основу.
- Сложное предложение: Имеет две или более грамматических основы.
Анализ предложений:
(1) Никогда не знаешь (одна основа), в какой момент «выстрелит» какое-то полезное умение, приобретённое в детстве (вторая основа). — Сложное.
(2) Например, человеку, который в детстве активно тренировал (-ирова-) мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием (одна основа), будет легче стать хирургом, проводящим филигранные⁵, точные операции (вторая основа). — Сложное.
(3) Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше (одна основа), то это – тренировка, причём тренировка с самого детства (вторая основа). — Сложное.
(4) Чем больше мозг работает (одна основа), тем лучше он работает (вторая основа), и наоборот – чем меньше его нагружать (третья основа), тем хуже он будет функционировать (четвертая основа). — Сложное.
(5) И чем мозг младше³, тем он более «гибкий» и восприимчивый (две основы). — Сложное.
(6) Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться² к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). — Простое.
(7) Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. — Простое.
(8) И если вы будете это делать (одна основа), то ничто не помешает вам сделать великие открытия (вторая основа). — Сложное.
(9) Например, о том, как работает мозг (одна основа). — Сложное.
4.
1) Приобретённое в детстве – причастный оборот.
2) Например – вводное слово; занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием – деепричастный оборот; точные – однородный член.
3) Иными словами – вводное слово; причём тренировка с самого детства – присоединительная конструкция.
4) –
5) И восприимчивый – однородный член.
6) (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки) – вставная конструкция.
7) –
8) –
9) Например – вводное слово.
5.
(1) Никогда не знаешь (глагол I спр.), в какой момент (словарное слово) «выстрелит» какое-то полезное умение, приобретённое в детстве.
(2) Например, человеку, который в детстве активно тренировал (-ирова-) мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом (словарное слово), проводящим филигранные⁵, точные операции (сущ. на -ция), в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения (двигаться).
(3) Иными словами, если что и может заставить (словарное слово) мозг работать лучше, то это – тренировка (-ирова-), причём тренировка с самого детства.
(4) Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот (словарное слово) – чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать (и после ц в корне).
(5) И чем мозг младше³, тем он более «гибкий» и восприимчивый.
(6) Именно поэтому дети гораздо (словарное слово) быстрее взрослых умеют приспосабливаться² (словарное слово) к новым ситуациям (сущ. на -ция) (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки).
(7) Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства.
(8) И если вы будете это делать, то ничто не помешает (помеха) вам сделать великие открытия.
(9) Например, о том, как работает мозг.
6.
1) Знаешь – личные окончания глаголов.
- Правило: В окончаниях глаголов I спряжения единственного числа пишется буква е.
- Принцип орфографии: Морфологический.
2) Момент – безударная непроверяемая гласная в корне слова.
- Правило: Словарное слово.
- Принцип орфографии: Традиционный.
7.
Чтобы быть умным, надо работать руками
Говорят, чтобы быть умным, надо работать руками, а чтобы работать руками, надо работать головой. Чтобы мозг работал эффективно, его необходимо «тренировать», причём делать это с самого раннего возраста. Никогда не знаешь, когда проявится какое-то полезное умение, приобретённое в детстве. Тесную взаимосвязь головного мозга и моторного центра, который отвечает за движение пальцев, учёные обнаружили уже давно. Мелкая моторика рук хорошо развивает речь, мыслительные процессы, воображение, память, творческие способности. Для развития мелкой моторики можно выбирать что-то по душе: игра на музыкальных инструментах, собирание различных мелких деталей, занятие рукоделием и т.д.
Например, дети, систематически складывающие головоломки, легче справляются со школьными заданиями, лучше усваивают учебный материал, а в нестандартных ситуациях действуют увереннее. Также головоломки тренируют усидчивость, терпение и настойчивость. Несомненно, это важные и полезные навыки, которые стоит развивать с ранних лет. Впрочем, развитие моторики важно всегда, в любом возрасте. Учёные выяснили, что вязание или рисование защищают мозг человека от слабоумия. Так что мелкую моторику рук лучше продолжать развивать всю жизнь.
1) Приспособляться² – (-ю|сь, -ешь|ся) – глаг.
2) Приспособляться ← приспособлять ← приспособление
3) Приспособляться
Младше³ – прилагательное.
2 Н. ф. – младший.
Постоянные признаки:
- качественное.
Непостоянные признаки:
- в сравнительной степени.
Сказуемое.
Филиграннный⁵ – слово употреблено в значении «выполняемый, совершаемый с большим мастерством, тщательно и искусно, с вниманием к тонким деталям».
- Слово имеет три значения.
- Употреблено в переносном значении.
- Синонимы в этом значении: искусственный, тонкий.
- Антонимы в этом значении: грубый, топорный.
- Омонимов нет.
- Слово заимствовано через немецкий или французский из итальянского языка.
- Книжное слово из пассивного словарного запаса.
- Фразеологизмы: филигранная работа.
Глава 1
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.