Учебник «Русский язык» для 9 класса под авторством Шмелёва и Флоренской является одним из ключевых пособий для изучения русского языка в средней школе. Этот учебник выделяется своим структурированным подходом к обучению, что делает его незаменимым инструментом для учителей и учеников. Вот основные особенности и преимущества данного учебника:
- Структура и содержание: Учебник разбит на тематические разделы, каждый из которых посвящен определённой теме или аспекту русского языка. Это позволяет учащимся постепенно углублять свои знания, переходя от простых к более сложным темам.
- Практическая направленность: В книге представлено множество упражнений, направленных на развитие навыков письма, чтения и анализа текстов. Эти упражнения помогают закрепить теоретические знания на практике.
- Интерактивные задания: В учебнике присутствуют задания, которые стимулируют творческое мышление и развивают аналитические способности учащихся. Это способствует более глубокому пониманию материала.
- Теоретический материал: Объяснения грамматических правил и языковых явлений изложены доступно и понятно, что облегчает процесс усвоения информации. Авторы уделяют внимание не только правилам, но и исключениям, что важно для полноценного понимания языка.
- Дополнительные материалы: Учебник содержит ссылки на дополнительные ресурсы и литературу, что позволяет учащимся самостоятельно углублять свои знания и готовиться к экзаменам.
- Актуальность: Учебник регулярно обновляется, чтобы соответствовать современным стандартам образования и изменениям в языке.
В целом, учебник Шмелёва и Флоренской для 9 класса — это качественный образовательный ресурс, который помогает ученикам не только подготовиться к экзаменам, но и развить любовь к русскому языку и литературе. Благодаря продуманной структуре и разнообразию заданий, он способствует всестороннему развитию языковых навыков у школьников.
ГДЗ по Русскому Языку 9 Класс Номер 19 Шмелёв, Флоренская — Подробные Ответы
1) Прочитайте предложения, выбирая нужные слова из предложенных в скобках.
1. С точки зрения (правил фонетики, исторических изменений в языке) фонетическая позиция определяется: местом ударения, положением звука в начале или конце слова, влиянием соседних звуков.
2. Замена одного звука другим под влиянием фонетической позиции называется фонетическим (позиционным, непозиционным) чередованием.
3. Чередования звуков в морфемах могут быть (позиционными, непозиционными), то есть связанными с историческими изменениями в языке.
4. По (сильной, слабой) фонетической позиции мы определяем, какой буквой на письме следует обозначить звук в слове.
5. В (сильной, слабой) позиции звук представлен своим чередующимся вариантом.
6. На письме (сильная, слабая) фонетическая позиция звука в слове — это орфограмма.
7. Для гласных (сильной, слабой) позицией является позиция под ударением.
8. (Сильными, слабыми) позициями для глухих и звонких согласных являются позиции на конце слова или перед звонкими и глухими шумными согласными (кроме [в], [в]).
9. (Сильными, слабыми) позициями для твёрдых и мягких согласных являются позиции перед гласными, на конце слова и перед твёрдыми согласными.
2) Подберите примеры для каждого утверждения. Найдите в них орфограммы, которые можно проверить. В какой позиции должен оказаться звук, обозначающий проверяемую букву?
1, 2.
1. С точки зрения правил фонетики фонетическая позиция звука определяется: местом ударения, положением звука в начале или конце слова, влиянием соседних звуков: ковёр – кóврик, гриб – грíбы.
2. Замена одного звука другим под влиянием фонетической позиции называется фонетическим позиционным чередованием: д[о]м – д[а]ма, арбу[с] – арбу[з]ы.
3. Чередования звуков в морфемах могут быть непозиционными, то есть связанными с историческими изменениями в языке: бежать – бегу, любить – люблю.
4. По сильной фонетической позиции мы определяем, какой буквой на письме следует обозначить звук в слове: сósны, дру[к].
5. В слабой позиции звук представлен своим чередующимся вариантом: с[а]на́, дру[к].
6. На письме слабая фонетическая позиция звука в слове – это орфограмма: кольцо – кóльца, ложка – ложечка.
7. Для гласных сильной позицией является позиция под ударением: слово, воздух.
8. Слабыми позициями для глухих и звонких согласных являются позиции на конце слова или перед звонкими и глухими шумными согласными (кроме [в], [в’]): моро[с], ско[п]ка, моло[д]ьба.
9. Сильными позициями для твёрдых и мягких согласных являются позиции перед гласными, на конце слова и перед твёрдыми согласными: тыл, дело, банка.
Звук, обозначающий проверяемую букву, должен оказаться в слабой позиции.
1,2. Анализ утверждений о фонетических позициях и чередованиях
1) Определение фонетической позиции звука
Определение:
- Фонетическая позиция звука определяется местом ударения, положением звука в начале или конце слова, а также влиянием соседних звуков.
Примеры:
- ковёр – кóврик : изменение звука [о] → [а] обусловлено слабой позицией гласного под ударением.
- гриб – грíбы : звук [п] в конце слова оглушается до [п], но при добавлении суффикса переходит в сильную позицию ([б]).
Вывод:
- Фонетическая позиция зависит от контекста и может меняться в зависимости от ударения, окружения звуков и их места в слове.
2) Фонетическое позиционное чередование
Определение:
- Замена одного звука другим под влиянием фонетической позиции называется фонетическим позиционным чередованием .
Примеры:
- д[о]м – д[а]ма : звук [о] в слабой позиции заменяется на [а] в сильной позиции.
- арбу[с] – арбу[з]ы : звук [с] в слабой позиции заменяется на [з] в сильной позиции перед гласным.
Вывод:
- Чередование происходит в зависимости от фонетической позиции звука (сильная или слабая).
3) Непозиционные чередования звуков
Определение:
- Непозиционные чередования связаны с историческими изменениями в языке, а не с текущими фонетическими условиями.
Примеры:
- бежать – бегу : историческое чередование [ж] ↔ [г].
- любить – люблю : историческое чередование [и] ↔ [ю].
Вывод:
- Эти чередования не зависят от современных фонетических условий и фиксируются в морфемах.
4) Сильная фонетическая позиция
Определение:
- Сильная позиция — это позиция, в которой звук представлен в своём основном варианте.
Примеры:
- сósны : звук [о] находится под ударением (сильная позиция).
- дру[к] : звук [к] в конце слова сохраняет свою глухость (сильная позиция).
Вывод:
- В сильной позиции звук определяет выбор буквы на письме.
5) Слабая фонетическая позиция
Определение:
- Слабая позиция — это позиция, в которой звук представлен своим чередующимся вариантом.
Примеры:
- с[а]на́ : звук [а] в безударной позиции (слабая позиция).
- дру[к] : звук [к] в конце слова оглушается до [к’] перед глухим согласным.
Вывод:
- В слабой позиции звук может меняться, но его основной вариант определяется через сильную позицию.
6) Орфограммы в слабой позиции
Определение:
- На письме слабая позиция звука в слове является орфограммой .
Примеры:
- кольцо – кóльца : звук [о] в безударной позиции проверяется через форму множественного числа.
- ложка – ложечка : звук [ш] в слабой позиции проверяется через однокоренные слова.
Вывод:
- Слабые позиции требуют проверки через сильные позиции для правильного написания.
7) Сильная позиция для гласных
Определение:
Для гласных сильной позицией является позиция под ударением.
Примеры:
- слово : звук [о] под ударением (сильная позиция).
- воздух : звук [у] под ударением (сильная позиция).
Вывод:
- Гласные в сильной позиции определяют выбор буквы на письме.
8) Слабые позиции для согласных
Определение:
Слабыми позициями для глухих и звонких согласных являются:
- Конец слова.
- Позиция перед звонкими и глухими шумными согласными (кроме [в], [в’]).
Примеры:
- моро[с] : звук [с] в конце слова (слабая позиция).
- ско[п]ка : звук [п] перед глухим согласным (слабая позиция).
- моло[д]ьба : звук [д] перед звонким согласным (сильная позиция).
Вывод:
- В слабой позиции согласные могут оглушаться или изменяться.
9) Сильные позиции для твёрдых и мягких согласных
Определение:
Сильными позициями для твёрдых и мягких согласных являются:
- Позиция перед гласными.
- Конец слова.
- Позиция перед твёрдыми согласными.
Примеры:
- тыл : звук [т] перед гласным (сильная позиция).
- дело : звук [д] перед гласным (сильная позиция).
- банка : звук [к] на конце слова (сильная позиция).
Вывод:
- Твёрдые и мягкие согласные в сильной позиции определяют выбор буквы на письме.
Итоговый вывод
1. Фонетическая позиция звука:
- Определяется местом ударения, положением звука в слове и влиянием соседних звуков.
2. Чередования звуков:
- Позиционные чередования зависят от фонетической позиции.
- Непозиционные чередования связаны с историческими изменениями.
3. Сильные и слабые позиции:
- Сильная позиция — это позиция, в которой звук представлен в своём основном варианте.
- Слабая позиция — это позиция, в которой звук представлен своим чередующимся вариантом.
4. Орфограммы:
- Слабые позиции требуют проверки через сильные позиции.
Глава 1
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.