Учебник «Русский язык» для 9 класса под авторством Шмелёва и Флоренской является одним из ключевых пособий для изучения русского языка в средней школе. Этот учебник выделяется своим структурированным подходом к обучению, что делает его незаменимым инструментом для учителей и учеников. Вот основные особенности и преимущества данного учебника:
- Структура и содержание: Учебник разбит на тематические разделы, каждый из которых посвящен определённой теме или аспекту русского языка. Это позволяет учащимся постепенно углублять свои знания, переходя от простых к более сложным темам.
- Практическая направленность: В книге представлено множество упражнений, направленных на развитие навыков письма, чтения и анализа текстов. Эти упражнения помогают закрепить теоретические знания на практике.
- Интерактивные задания: В учебнике присутствуют задания, которые стимулируют творческое мышление и развивают аналитические способности учащихся. Это способствует более глубокому пониманию материала.
- Теоретический материал: Объяснения грамматических правил и языковых явлений изложены доступно и понятно, что облегчает процесс усвоения информации. Авторы уделяют внимание не только правилам, но и исключениям, что важно для полноценного понимания языка.
- Дополнительные материалы: Учебник содержит ссылки на дополнительные ресурсы и литературу, что позволяет учащимся самостоятельно углублять свои знания и готовиться к экзаменам.
- Актуальность: Учебник регулярно обновляется, чтобы соответствовать современным стандартам образования и изменениям в языке.
В целом, учебник Шмелёва и Флоренской для 9 класса — это качественный образовательный ресурс, который помогает ученикам не только подготовиться к экзаменам, но и развить любовь к русскому языку и литературе. Благодаря продуманной структуре и разнообразию заданий, он способствует всестороннему развитию языковых навыков у школьников.
ГДЗ по Русскому Языку 9 Класс Номер 108 Шмелёв, Флоренская — Подробные Ответы
1) Прочитайте строфы из стихотворения про себя и вслух. Определите, используются ли в нём формы звукописи — аллитерация и ассонанс. Подумайте, как словесное и смысловое ударение, паузы способны подчеркнуть смысл этого стихотворения.
Минута: минущая: минешь!
Так мимо же, и страсть и друг!
Да будет выброшено ныне ж —
Что завтра б — вырвано из рук!
Минута: мающая! Мнимость
Вскачь — медлящая! В прах и в хлам
Нас мелющая! Ты, что минешь:
Минута: милостыня псам!..
О, как я рвусь тот мир оставить,
Где маятники душу рвут,
Где вечностью моею правит
Разминовение минут.
(М. Цветаева)
2) Какие мысли вызывает у вас это стихотворение? Определите, какие смысловые связи, ассоциации устанавливаются между словами в этом тексте. Познакомьтесь с мнением литературоведа и выскажите своё согласие или несогласие с ним.
Перед нами природная этимология, поэтическая этимология, на самом деле латинское слово «минута» и русское «минуть» не имеют между собой ничего общего и восходят к разным корням, но набор созвучных слов, наросший вокруг них, даёт такую рябь смеж-ных значений, которая делает стихотворение богаче и многозначнее (М. Гаспаров).
3) Объясните значение подчёркнутого словосочетания. Определите, какой троп использует автор.
1.
В стихотворении наиболее заметна аллитерация на М, связанная с центральным образом, однако настойчиво повторяются и шипящие звуки: минуя, минешь, выброшено, ныне же, мающий, медлящий и т. д. Это шипение придаёт стиху зловещие приглушённые звучания.
Минуты сливаются в поэтическом сознании с фонетически близким словом «минута», акцентируя внимание на происходящем и проходящем характере времени. Слово «минешь» закономерно тянет за собой этимологически родственное слово «мимо».
В следующей строке минута названа мающей, то есть томящей, мучающей. Здесь развивается мотив обмана, мнимости, поддержанный оксюмороном сочетанием «вскачь – медлящая», рифмой «мнимость – минешь», минута превращается в «милостыню исам» — своеобразный ироничный образ слова. Эмоциональный накал достигает предела, что передаётся особым скачкообразным ритмом с обилием внутренних пауз, четырьмя восклицаниями, акцентированными внутренними рифмами — определениями минуты, рушащими строку: «мающая! медлящая! мелющая!» Так подчёркивается губительная сила времени.
Противоречие между бесконечностью времени и его ничтожностью, мгновенностью представлено в концовке стихотворения: «…вечностью моёю правит разминывание минут».
2.
Образ минуты вынесен в название стихотворения, словом «минута» стихотворение начинается, далее идёт двоеточие как знак пояснения, за которым развертывается цепочка звуковых ассоциаций к центральному образу. Слово задаёт звуковой ряд и ключ к ассоциативной цепи стихотворения, наблюдаются налаживание однокоренных и созвучных слов.
3.
Метонимия (перенос смежных значений) обозначает, что М. Цветаева в стихотворении использует ряд созвучных слов, близких по звучанию.
1. Аллитерация и звукопись
Аллитерация — это повторение одинаковых или схожих согласных звуков в соседних словах или фразах. Это средство выразительности создаёт музыкальность и ритмическую структуру текста.
Аллитерация на «М»
В стихотворении заметна аллитерация на М, где повторяются звуки минуя, минешь, выброшено, ныне же, мающий, медлящий и другие. Эти звуки создают приглушённый, зловещий эффект. Повторение мягкого и несколько «завораживающего» звука М помогает усилить тональность стихотворения, делает его звучание непрерывным и тягучим, что подчёркивает мгновенность и неуловимость времени.
Аллитерация на «М» также играет роль в усилении взаимосвязи образов. Это не случайное сочетание звуков — они как бы переходят от одного слова к другому, создавая в тексте звуковой ритм, который дополняет его смыслы. Например, слова вроде «минуть» и «минута» создают эффект завораживающего повторения.
2. Связь с образами и ассоциациями
Минута и мимолетность:
Минуты в тексте сливаются с понятием времени. Слово «минута» становится не просто единицей времени, но и символом того, что всё проходит мгновенно.
Это слово связано с понятием мимолётности, что усиливается через рифму, которая помогает выстроить звукопись. Например, слово «минешь» — оно напоминает о мимолётности, ускользании времени, которое невозможно удержать.
Слово «минешь» и его символизм:
В слове «минешь» кроется метафора времени как чего-то, что проходит мимо, что невозможно остановить. Также это слово вызывает ассоциации с понятием «мимо». Таким образом, через это слово автор передаёт не просто текучесть времени, но и его бесконечность, которая происходит в каждый момент.
3. Оксюморон: «вскачь — медлящая»
Оксюморон — это фигура речи, заключающая в себе противоположные или контрастные элементы. Здесь мы видим взаимопротивоположные образы — «вскачь» и «медлящая». Это создаёт эффект неопределённости и неустойчивости, где быстрое и медленное как бы переплетаются в одном слове, символизируя неопределённость времени.
Использование оксюморона подчеркивает двусмысленность и неустойчивость времени, которое может быть и быстротечным, и задерживающимся в определённые моменты.
4. Мотив обмана и мнимости
В стихотворении развивается мотив обмана и мнимости. Минута, которая ассоциируется с неуловимостью, также представлена как обманчивый образ. Она превращается в милостыню или искамс — выдуманные образцы благополучия, что создаёт ощущение пустоты и иллюзорности.
«Милостыня исам» — сочетание «милость» и «искам» создаёт комический эффект, иронично показывая, как внешняя ценность (милостыня) оказывается обманом. Через это сопоставление усиливается мотив фальшивости и потери реальности.
5. Ритм и эмоциональный накал
Эмоциональный накал в стихотворении достигается не только через повторяющиеся звуки, но и через ритм. Ритм в стихах с обилием паузы и интервалов перед рифмами создаёт эффект скачкообразности. Такой ритм отражает, что время не линейно, оно пульсирует, и в нём есть вспышки, когда каждый момент ощущается как вечность.
В стихотворении паузы не случайны. Через них автор достигает драматизма и подчёркивает суть: времени нельзя удержать, но можно обратить внимание на каждый его момент. Это важно для создания эмоционального накала.
6. Противоречие между бесконечностью и ничтожностью
В стихотворении представлено противоречие между бесконечностью времени и его ничтожностью. Это двоякое восприятие времени, которое в одном контексте может быть бесконечным, а в другом — мгновенным. Противоречие между бесконечностью времени и его ничтожностью усилено через следующие строки:
«…вечностью моёю правит разминывание минут».Это противопоставление помогает автору выразить драматизм времени: оно может казаться неограниченным (вечность), но на самом деле оно состоит из мгновений, которые мы не можем остановить.
7. Использование метонимии
Метонимия — это перенос значений, когда одно слово заменяет другое, связанное с ним. В этом стихотворении слово «минута» становится метонимией всего времени. Это слово перестает быть только единицей времени, и на его основе строится более глубокий смысл — непрерывность и необратимость времени.
8. Заключение
1. В стихотворении М. Цветаевой используется множество стилистических приёмов, таких как аллитерация, метонимия, оксюморон, жаргонизмы, которые создают в тексте эмоциональную напряжённость и глубокий философский смысл.
2. Звукопись в стихах помогает усилить эмоциональное восприятие текста, передавая мгновенность и бесконечность времени.
3. Ритм и паузы подчеркивают скачкообразность времени.
4. Авторская интерпретация слова «минута» и его связь с понятием «мимо» показывает, как мгновение уходит, и как оно неуловимо, создавая ощущение иллюзорности времени.
Глава 1
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.