Учебник по русскому языку для 7 класса, написанный Шмелёвым и Флоренской, представляет собой важный ресурс для учеников, стремящихся освоить основы языка и литературы. Этот учебник отличается доступным изложением материала и разнообразием заданий, что делает его идеальным для эффективного обучения.
Основные особенности учебника:
- Структурированное содержание: Учебник логично организован, что позволяет легко ориентироваться в темах. Каждая глава начинается с теоретического материала, за которым следуют практические задания.
- Разнообразие форматов заданий: В учебнике представлены как традиционные упражнения, так и творческие задания, что способствует развитию как языковых навыков, так и креативного мышления.
- Иллюстрации и примеры: Учебник включает множество иллюстраций и примеров из литературы, что помогает сделать изучение языка более увлекательным и наглядным.
- Методические рекомендации для учителей: В конце каждой темы содержатся советы и рекомендации, которые помогают учителям эффективно организовать уроки и адаптировать материал под уровень учащихся.
- Подготовка к итоговым аттестациям: Учебник включает разделы, посвящённые подготовке к экзаменам, что помогает ученикам уверенно подходить к итоговым тестам и аттестациям.
Заключение
Учебник Шмелёва и Флоренской по русскому языку для 7 класса является ценным инструментом для учеников и учителей. Его структурированный подход, разнообразие заданий и методические рекомендации делают процесс обучения интересным и продуктивным. Этот учебник не только помогает освоить язык, но и вдохновляет на дальнейшее изучение литературы и культуры.
ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Номер 3 Шмелёв — Подробные Ответы
1. Рассмотрите первый рисунок. Что вы знаете из истории об этом периоде существования человечества? Какие исторические памятники относятся к этому периоду? Как общались люди в это время?
На второй иллюстрации памятник письменности одного из языков, упомянутых в тексте. Просмотрите текст и найдите, что сказано об этом языке. Можно ли отнести его к древним?
2. Прочитайте текст и объясните, что называют праязыком человека и чем он отличается от древних языков. В чём заключается основная мысль этого текста?
3. Как вы поняли выражения «глубина изучения языков» и «реконструкция языка«? Какие языки имеют наиболее древние письменные памятники?
4. Спишите первый абзац текста. Объясните написание слов с пропущенными буквами и скобками. Запишите числительные словами, определите их падеж.
1. Это один из самых ранних этапов в истории человеческой цивилизации. В те времена люди взаимодействовали друг с другом с помощью различных звуков, жестов и примитивных изображений на скалах.
На втором изображении представлен артефакт, относящийся к древнеегипетскому языку, возраст которого превышает четыре тысячи лет. Этот язык был не менее сложным, чем современные — в отдельных аспектах даже более запутанным, а в других — проще. Это образец древнего письменного языка.
2. Праязык — это самый ранний этап развития человеческой речи, когда из нечленораздельных звуков начинали формироваться осмысленные звуковые конструкции.
Главная идея текста заключается в том, что независимо от того, насколько глубоко мы исследуем историю языков — через письменные источники или лингвистические реконструкции — мы обнаруживаем, что древние языки были столь же функциональными и совершенными, как и современные.
3. На мой взгляд, глубина изучения языков определяется уровнем его освоения: насколько хорошо человек знает лексику, умеет выражать свои мысли устно и письменно, способен создавать новые слова и грамотно формулировать фразы и тексты в соответствии с языковыми нормами.
Самые ранние письменные свидетельства обнаружены в китайском и древнеегипетском языках.
4. Когда язык возникал (словар.), он, наверное, был очень примитивным. Но это было во времена (сущ. на -мя, В. п.) кроманьонцев, примерно (словар.) шестьдесят-семьдесят (В. п.) тысяч лет назад. Тогда язык был еще недостаточен по своей выразительности. Сейчас нам в лучшем случае известны (известен) по письменности (от письменный) языки примерно (словар.) последних четырёх тысяч лет, и примеров (словар.) таких мало: китайский язык, египетский. Примерно (словар.) такая же или несколько (неопред. мест.) большая глубина изучения языков достигается (достиг) с помощью лингвистического (словар.) анализа, позволяющего (позволит) доходить (неизм. приставка) примерно (словар.) до семи тысяч лет. Иногда с помощью языковых реконструкций частично (часть) можно узнавать (знать) какие- то вещи, относящиеся (какие) к более древним периодам.
Четырёх1
Че-ты-рёх [ч’итыр’ох], 3 слога
ч – [ч’] – соглас., глух., непарн., мягк., непарн, шипящ.
е – [и] – гласн., безудар.
т – [т] – соглас., глух., парн., твёрд., парн.
ы – [ы] – глас., безудар.
р – [р’] – соглас., звонк., непар., сонор., мягк., парн.
ё – [о] – гласн., ударн.
х – [х] – соглас., глух., непарн., твёрд., парн.
7 б., 7 зв.
Достигается2
Какие-то3
I. Вещи (какие?) какие-то. Какие-то — мест., указывает на признак.
II. 1. Н. ф. – какой-то.
2. Пост. призн. – неопред.
3. Непост. призн. – В. п., мн. ч.
III. Вещи (какие?) какие-то.
5. Реконструкция — это процесс капитального преобразования чего-либо, основанный на принципиально новых подходах и идеях. Ей может подвергаться любой объект: будь то архитектурное сооружение, язык или события из прошлого.
Историческая реконструкция представляет собой попытку воссоздания материальной и духовной культуры конкретной эпохи и региона.
Реконструкция языка — это совокупность методов, направленных на восстановление дописьменных стадий его развития. В её основе лежит сравнительный анализ языковых явлений как внутри одного языка, так и среди родственных языков и языковых семей.
Задача исследователя — выявить в современных языках черты, унаследованные от общего предка, и отделить их от позднейших изменений, произошедших в процессе эволюции. Объектами языковой реконструкции могут выступать звуковые системы (фонемы), словообразовательные элементы (морфемы), синтаксические структуры, а также диалектные деления и общие языковые состояния.
Лингвист, занимаясь реконструкцией, анализирует данные из современных языков-наследников, выявляет закономерности и различия, чтобы понять, как и когда могли произойти определённые изменения. На основе этих исследований формулируются гипотезы о первоначальном виде языка, в котором ещё не наблюдались эти различия — таким образом и происходит восстановление праязыка.
Реконструкция сопряжена с рядом трудностей, главная из которых — оценка надёжности полученных результатов. Во-первых, чем больше времени прошло с момента распада праязыка, тем выше риск того, что важные черты могли исчезнуть во всех языках-наследниках. Во-вторых, ограниченное количество сохранившихся языков потомков усложняет сравнение результатов их развития.
В-третьих, тесное взаимодействие между языками внутри одной семьи, а также влияние извне, со стороны других языковых групп, может затруднить понимание причин и времени изменений.
Наконец, значительные трансформации грамматической структуры конкретного языка могут настолько изменить его облик, что восстановление его предыдущих форм становится крайне затруднительным.
1. Это один из самых ранних и примитивных этапов в истории человечества, относящийся к доисторическому периоду, когда письменности ещё не существовало, а основные способы общения были ограничены простыми средствами. Люди того времени взаимодействовали между собой с помощью жестов, мимики и различных звуков, постепенно переходя от нечленораздельных к членораздельным. Для передачи информации или выражения мыслей они использовали также наскальные изображения, которые сохранились до наших дней в виде петроглифов и являются важнейшими археологическими памятниками.
К числу таких памятников можно отнести рисунки в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания) и других мест, где до сих пор можно видеть сцены охоты, изображения животных и символические знаки, отражающие образ жизни и мышление первобытного человека.
На втором изображении представлен памятник письменности, связанный с древнеегипетским языком. Этот язык существовал более четырёх тысяч лет назад и оставил после себя богатое наследие в виде иероглифических текстов на стенах храмов, гробниц и папирусах. В тексте говорится, что несмотря на свою древность, египетский язык был весьма развит и по уровню сложности и выразительности ничем не уступал современным языкам. Более того, в некоторых аспектах он даже мог быть сложнее — например, благодаря сложной системе иероглифов, которая включала как фонетические знаки, так и идеограммы.
Таким образом, древнеегипетский язык можно уверенно отнести к числу древнейших языков с развитой письменной системой. Он является важным свидетельством того, что даже в глубокой древности языки обладали высокой степенью выразительности и структурной сложности.
2. Праязыком называют самый ранний и гипотетический этап в развитии человеческой речи — это язык, который существовал до появления письменности и ещё до формирования отдельных языков и народов. Он представляет собой переход от нечленораздельных звуков и простых вокализаций к более организованным и осмысленным звуковым структурам, из которых позже начали складываться слова и фразы. Праязык был первичной формой речевого общения, в которой ещё не существовало грамматических правил, устойчивых слов или сложной структуры.
Отличие праязыка от древних языков заключается в том, что древние языки — например, древнеегипетский, шумерский или древнекитайский — уже имели чёткую грамматическую систему, богатый словарный запас и, что важно, письменную форму. Эти языки можно изучать по сохранившимся памятникам письменности, а вот праязык не зафиксирован в письменной форме и может быть изучен только с помощью лингвистических реконструкций, основанных на сравнении современных и древних языков.
Основная мысль текста заключается в том, что насколько бы глубоко ни погружались исследователи в историю человеческих языков — будь то с помощью анализа письменных источников или реконструкции дописьменных состояний — они неизменно обнаруживают, что даже самые древние языки были полноценными средствами общения. Эти языки по своей эффективности, выразительности и структурной сложности не уступают современным. Это подчёркивает, что человеческая способность к языковому общению формировалась на высоком уровне уже в глубокой древности.
3. Глубина изучения языка, на мой взгляд, зависит от степени его освоения человеком. Чем больше человек знает слов, тем богаче его словарный запас. Умение говорить и читать на языке позволяет свободно общаться и воспринимать информацию. Важно также уметь образовывать новые слова по правилам языка, а также строить предложения и тексты, соблюдая грамматические и синтаксические нормы. Всё это вместе показывает, насколько глубоко человек овладел языком.
Среди всех известных письменных памятников наиболее древними считаются тексты, относящиеся к китайскому и египетскому языкам. Эти языки имеют тысячелетнюю историю письменности и являются одними из первых, в которых люди начали фиксировать речь с помощью знаков и символов.
4. Когда язык возникал (словар.), он, наверное, был очень примитивным. Но это было во времена (сущ. на -мя, В. п.) кроманьонцев, примерно (словар.) шестьдесят-семьдесят (В. п.) тысяч лет назад. Тогда язык был еще недостаточен по своей выразительности. Сейчас нам в лучшем случае известны (известен) по письменности (от письменный) языки примерно (словар.) последних четырёх тысяч лет, и примеров (словар.) таких мало: китайский язык, египетский. Примерно (словар.) такая же или несколько (неопред. мест.) большая глубина изучения языков достигается (достиг) с помощью лингвистического (словар.) анализа, позволяющего (позволит) доходить (неизм. приставка) примерно (словар.) до семи тысяч лет. Иногда с помощью языковых реконструкций частично (часть) можно узнавать (знать) какие- то вещи, относящиеся (какие) к более древним периодам.
1) «когда язык возникал (словар.)»
Правильное написание: возникал
Объяснение: слово «возникал» — глагол, словарное слово, пишется через «о».
2) «во времена (сущ. на -мя, В. п.) кроманьонцев»
Правильное написание: во времена кроманьонцев
Объяснение: слово «времена» — форма винительного падежа множественного числа от слова «время» (средний род, оканчивается на -мя).
Падеж: винительный, так как используется с предлогом «во» в значении времени действия.
3) «примерно (словар.) шестьдесят-семьдесят (В. п.) тысяч лет назад»
Правильное написание: примерно шестьдесят-семьдесят тысяч лет назад
Объяснение:
«примерно» — наречие, словарное слово, пишется через «е».
«шестьдесят-семьдесят» — числительные, в данном контексте стоят в винительном падеже, так как зависят от существительного «лет» (родительный падеж, но числительные в таком обороте формально согласуются с ним как с винительным).
Запись словами: шестьдесят–семьдесят тысяч
Падеж: родительный (в составе количественного выражения).
4) «Сейчас нам в лучшем случае известны (известен) по письменности (от письменный) языки…»
Правильное написание: известны по письменности языки
Объяснение:
«известны» — краткое прилагательное множественного числа от «известный», согласуется с существительным «языки».
«письменности» — существительное от слова «письменный», в дательном падеже (по чему? — по письменности).
5) «примерно (словар.) последних четырёх тысяч лет»
Правильное написание: примерно последних четырёх тысяч лет
Объяснение:
«примерно» — наречие, словарное слово.
«четырёх тысяч» — количественное числительное + существительное, оба стоят в родительном падеже, т.к. выражают количество времени.
Запись числительных словами: четырёх тысяч
Падеж: родительный.
6) «и примеров (словар.) таких мало: китайский язык, египетский.»
Правильное написание: примеров таких мало
Объяснение:
«примеров» — форма родительного падежа множественного числа от слова «пример». Словарное слово.
Падеж: родительный.
7) «несколько (неопред. мест.) большая глубина изучения»
Правильное написание: несколько большая глубина изучения
Объяснение:
«несколько» — неопределённое местоименное числительное, в роли наречия, указывает на степень.
8) «достигается (достиг)»
Правильное написание: достигается
Объяснение:
Глагол достигается — форма настоящего времени страдательного залога от «достигать». Пишется с суффиксом -ется.
9) «лингвистического (словар.) анализа»
Правильное написание: лингвистического анализа
Объяснение:
«лингвистического» — прилагательное, родительного падежа, от слова «лингвистический» (словарное слово).
10) «позволяющего (позволит) доходить (неизм. приставка)»
Правильное написание: позволяющего доходить
Объяснение:
«позволяющего» — причастие от «позволять», согласуется с «анализа», поэтому в родительном падеже, муж. рода.
«доходить» — глагол несовершенного вида, приставка «до-» неизменяемая, пишется слитно.
11) «частично (часть)»
Правильное написание: частично
Объяснение:
Наречие, образованное от существительного «часть», означает «в определённой степени, не полностью».
12) «узнавать (знать)»
Правильное написание: узнавать
Объяснение:
Глагол несовершенного вида, происходит от «знать».
13) «относящиеся (какие)»
Правильное написание: относящиеся
Объяснение:
Причастие от глагола «относиться», относится к слову «вещи» — во множественном числе, в именительном падеже.
I. Вещи (какие?) какие-то. Какие-то — мест., указывает на признак.
II. 1. Н. ф. – какой-то.
2. Пост. призн. – неопред.
3. Непост. призн. – В. п., мн. ч.
III. Вещи (какие?) какие-то.
5. Что такое реконструкция и как она применяется в языкознании.
Реконструкция — это коренная перестройка или восстановление чего-либо, основанное на новых принципах. Этому процессу может подвергаться любой объект, например, здание, историческое событие или язык.
Историческая реконструкция — это воссоздание материальной и духовной культуры определённой эпохи и региона. В языкознании реконструкция применяется для восстановления дописьменных состояний языка, то есть таких этапов, о которых не сохранилось письменных свидетельств.
Реконструкция языка — это совокупность методов, позволяющих на основе исторического сравнения языковых явлений восстанавливать древние формы языка. Такие методы применяются к отдельному языку, группе родственных языков или целой языковой семье.
Основная задача исследователя — обнаружить в современных языках-потомках черты, унаследованные от общего языка-предка, и отличить их от изменений, появившихся позднее. Предметом реконструкции могут быть разные уровни языка: фонемы (звуки), морфемы (значимые части слова), синтаксис (структура предложений), диалекты, а также языковое состояние в целом.
Работая с реконструкцией, лингвист сравнивает данные языков-потомков, выявляет в них сходства и различия, чтобы сделать выводы о том, как и когда возникли эти отличия. На основе анализа строится гипотеза о таком состоянии языка, которое предшествовало всем различиям, — это и есть реконструкция праязыка.
Однако процесс реконструкции сопровождается определёнными трудностями:
Чем больше времени прошло с момента распада праязыка, тем выше шанс, что важные черты были утеряны во всех языках-потомках.
Чем меньше сохранилось языков-потомков, тем меньше возможностей для сравнения и независимой проверки гипотез.
Интенсивные языковые контакты, как внутри одной языковой семьи, так и с представителями других семей, могут искажать реальную картину языковых изменений.
Сложные изменения в грамматической системе отдельного языка также могут затруднить восстановление его предыдущих состояний.
Таким образом, языковая реконструкция — это сложный, но ценный процесс, позволяющий ученым заглянуть в далёкое прошлое языков, даже если от него не осталось письменных источников.
Глава 1. Что такое языковые семьи?
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.