Учебник по русскому языку для 7 класса, написанный Шмелёвым и Флоренской, представляет собой важный ресурс для учеников, стремящихся освоить основы языка и литературы. Этот учебник отличается доступным изложением материала и разнообразием заданий, что делает его идеальным для эффективного обучения.
Основные особенности учебника:
- Структурированное содержание: Учебник логично организован, что позволяет легко ориентироваться в темах. Каждая глава начинается с теоретического материала, за которым следуют практические задания.
- Разнообразие форматов заданий: В учебнике представлены как традиционные упражнения, так и творческие задания, что способствует развитию как языковых навыков, так и креативного мышления.
- Иллюстрации и примеры: Учебник включает множество иллюстраций и примеров из литературы, что помогает сделать изучение языка более увлекательным и наглядным.
- Методические рекомендации для учителей: В конце каждой темы содержатся советы и рекомендации, которые помогают учителям эффективно организовать уроки и адаптировать материал под уровень учащихся.
- Подготовка к итоговым аттестациям: Учебник включает разделы, посвящённые подготовке к экзаменам, что помогает ученикам уверенно подходить к итоговым тестам и аттестациям.
Заключение
Учебник Шмелёва и Флоренской по русскому языку для 7 класса является ценным инструментом для учеников и учителей. Его структурированный подход, разнообразие заданий и методические рекомендации делают процесс обучения интересным и продуктивным. Этот учебник не только помогает освоить язык, но и вдохновляет на дальнейшее изучение литературы и культуры.
ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Номер 26 Шмелёв — Подробные Ответы
1. Вспомните, с какими способами образования производных слов в русском языке вы уже знакомы. Расскажите о них. используя предложенную синтаксическую конструкцию и таблицу.
(Что?) — это способ образования новых слов путём присоединения (чего?) (к чему?).
Словообразовательные способы
приставочный
суффиксальный, постфиксальиый
нулевая суффиксации
(бессуффиксный)
приставочно-суффиксальный
Словообразовательные средства
приставка
суффикс, постфикс
нулевой суффикс
приставка + суффикс
2. Изучите словообразовательные пары и устно выполните словообразовательный анализ: назовите способ словообразования производного слова и словообразовательное средство. Определите, какое значение словообразовательные морфемы добавляют к значению производящей основы.
праязык < — язык,
построить < — строить,
соборный < — собор
воздвигать < — воздвигнуть
называться < — называть
синь < — синий
подворь < — двор
толпиться < — толпа
3. Сколько словообразовательных морфем может одновременно добавляться к производящей основе при образовании слова? Вспомните, почему перечисленные в таблице способы называются морфологическими. Приведите свои примеры для каждого из этих способов словообразования.
1. Способы образования производных слов в русском языке.
Приставочный способ предполагает образование новых слов посредством добавления приставки к уже существующему слову.
Суффиксальный и постфиксальный способы основываются на присоединении к основе суффикса или постфикса.
Бессуффиксный (нулевой суффикс) способ заключается в образовании новых слов путём удаления суффикса и окончания.
Приставочно-суффиксальный способ объединяет два способа одновременно — к основе слова добавляется и приставка, и суффикс, что позволяет создать слово с новым значением.
2. праязык < язык, приставочный (приставка пра- = первоначальный)
построить < строить, приставочный (приставка по- = завершить действие)
соборный < собор, суффиксальный (суффикс -н- = первоначальный)
воздвигать < воздвигнуть, суффиксальный (суффикс -а- = несов. в. глагола)
называться < называть, постфиксальный (постфикс -ся- = возвратность)
синь < синий, бессуффиксный, (от прилагательного образовалось существительное)
подворье < двор, приставочный (приставка по- = рядом, вблизи)
толпиться < толпа, суффиксально-постфиксальный, (суффикс -и- = несов. вид гл.; постфикс -ся = возвратность).
3. При образовании новых слов к производящей основе могут присоединяться одна или две словообразовательные морфемы. Это могут быть приставки, суффиксы или их сочетание. Например: прочитать (от «читать» с добавлением приставки «про-»), берёзовый (от «берёза» с суффиксом «-ов-»), увидеться (от «увидеть» с возвратным суффиксом «-ся»), прибрежный (от «берег» с приставкой «при-» и суффиксом «-н-»), синь (от «синий» с помощью усечения и суффиксации).
1. Способы образования производных слов в русском языке.
Приставочный способ.
К исходному слову добавляется приставка, изменяющая его значение.
Пример: писать → подписать (добавляется приставка под-), бежать → убежать, прибежать, перебежать
Смысл слова уточняется или направляется в новое русло — появляется указание на направление, степень, повторность действия и др.
Суффиксальный способ
К основе слова прибавляется суффикс, который может изменить не только значение, но и часть речи.
Пример: лес → лесник (суффикс -ник обозначает профессию или лицо, связанное с чем-то), красивый → красивенький (суффикс -еньк- придаёт уменьшительно-ласкательный оттенок)
Новое слово может перейти в другую часть речи, обрести эмоциональную окраску или новую смысловую нагрузку.
Постфиксальный способ
Слово образуется путём присоединения постфикса (особой морфемы, которая добавляется после окончания, чаще в глаголах).
Пример: читать → читать-ся (возвратный постфикс -ся), петь → петь-ка (постфикс -ка, побудительное значение)
Меняется грамматическое или коммуникативное значение (возвратность, побуждение и т. д.).
Бессуффиксный способ (нулевая суффиксация)
Новое слово формируется путём удаления суффикса или окончания, то есть без добавления чего-либо.
Пример: прыгать → прыжок, летать → лёт, толкать → толчок
Это чаще всего способ перехода глаголов в существительные. Мы не добавляем новых морфем, а наоборот — «срезаем» их.
Приставочно-суффиксальный способ
Новое слово появляется благодаря одновременному добавлению и приставки, и суффикса.
Пример: летать → перелётчик (приставка пере-, суффикс -чик), игра → развлекательный (раз- + -тельн-)
В результате такого способа слово приобретает совершенно новое значение, а также может перейти в другую часть речи.
2.
праязык ← язык
Способ: приставочный
Морфема: приставка пра-
Пояснение: добавление приставки пра- придаёт значение древности или первоосновы, в результате чего появляется слово, обозначающее «исходный язык, от которого произошли другие».
построить ← строить
Способ: приставочный
Морфема: приставка по-
Пояснение: приставка по- здесь указывает на завершённость действия (совершенный вид глагола).соборный ← собор
Способ: суффиксальный
Морфема: суффикс -н-
Пояснение: суффикс -н- образует прилагательное, означающее «относящийся к собору» или «объединяющий» (в более широком значении).
воздвигать ← воздвигнуть
Способ: суффиксальный
Морфема: суффикс -а-
Пояснение: добавление суффикса образует глагол несовершенного вида от совершенного (воздвигнуть → воздвигать).называться ← называть
Способ: постфиксальный
Морфема: постфикс -ся
Пояснение: постфикс указывает на возвратность действия — слово приобретает значение «иметь имя», «носить название».синь ← синий
Способ: бессуффиксный
Пояснение: существительное синь образовано от прилагательного синий путём удаления суффиксов и окончания — характерный признак бессуффиксного способа.подворье ← двор
Способ: приставочный
Морфема: приставка по-
Пояснение: добавление приставки придаёт значение близости к двору, части территории, примыкающей к основному хозяйству.
толпиться ← толпа
Способ: суффиксально-постфиксальный
Морфемы: суффикс -и-, постфикс -ся
Пояснение: суффикс образует глагол от существительного, а постфикс указывает на возвратность действия — обозначает, что субъекты действуют вместе, создавая скопление.
3. При образовании новых слов к производящей (исходной) основе может одновременно добавляться одна или несколько (обычно не более двух) словообразовательных морфем. Это могут быть:
приставки (морфемы, стоящие перед корнем),
суффиксы (морфемы, стоящие после корня),
а иногда также постфиксы (например, возвратный суффикс «-ся»),
или комбинации из нескольких аффиксов.
В большинстве случаев к основе прибавляется одна морфема, но иногда встречается сочетание двух морфем — например, приставки и суффикса одновременно.
Примеры:
Одна морфема:
прочитать ← читать (добавлена приставка про-),
берёзовый ← берёза (добавлен суффикс -ов-),
увидеться ← увидеть (добавлен постфикс -ся).
Две морфемы:
прибрежный ← берег (добавлены приставка при- и суффикс -н-),
рассказчик ← рассказать (суффиксы -чик, -а-).
Глава 1. Что такое языковые семьи?
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.