Учебник по русскому языку для 7 класса, написанный Шмелёвым и Флоренской, представляет собой важный ресурс для учеников, стремящихся освоить основы языка и литературы. Этот учебник отличается доступным изложением материала и разнообразием заданий, что делает его идеальным для эффективного обучения.
Основные особенности учебника:
- Структурированное содержание: Учебник логично организован, что позволяет легко ориентироваться в темах. Каждая глава начинается с теоретического материала, за которым следуют практические задания.
- Разнообразие форматов заданий: В учебнике представлены как традиционные упражнения, так и творческие задания, что способствует развитию как языковых навыков, так и креативного мышления.
- Иллюстрации и примеры: Учебник включает множество иллюстраций и примеров из литературы, что помогает сделать изучение языка более увлекательным и наглядным.
- Методические рекомендации для учителей: В конце каждой темы содержатся советы и рекомендации, которые помогают учителям эффективно организовать уроки и адаптировать материал под уровень учащихся.
- Подготовка к итоговым аттестациям: Учебник включает разделы, посвящённые подготовке к экзаменам, что помогает ученикам уверенно подходить к итоговым тестам и аттестациям.
Заключение
Учебник Шмелёва и Флоренской по русскому языку для 7 класса является ценным инструментом для учеников и учителей. Его структурированный подход, разнообразие заданий и методические рекомендации делают процесс обучения интересным и продуктивным. Этот учебник не только помогает освоить язык, но и вдохновляет на дальнейшее изучение литературы и культуры.
ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Номер 24 Шмелёв — Подробные Ответы
1. Прочитайте и расскажите, какие слова в этом тексте называются простыми.
Простые слова подобны химическим элементам (хотя число слов несравненно более велико). Из них составляются все прочие слова. Значение простых слов никак не связано с их звуковым обликом, не вытекает из него, о нём нельзя догадаться, его нужно знать. Если вам не известно, что значат сочетания звуков, образующие слова собака, лошадь, стена, село, окно, яйцо и другие подобные, то вы догадаться об этом не можете. Л значение производных слов определяется значением слов простых, мотивировано им, подобно тому как свойства химических соединений зависят от свойств входящих в них элементов. (Е. Земская)
2. Прочитайте группы однокоренных слов. Установите, с каким словом каждое из них образует словообразовательную пару и является ли производящее слово непроизводным. Объясните на одном из примеров, как вы поняли смысл последнего предложения текста.
Образец: лошадь — > лошаденка (пренебрежительно о лошади).
домик, домашний, домище столик, настольный, столовая синеть, синеватый, синенький водичка, подводный, обезводить
земляной, землица лошадка, лошадёнка усыновить, сынок доброта, добреть.
3. Закончите это высказывание, основываясь на прочитанном тексте.
В языке производных слов гораздо больше, чем непроизводных. Нам не требуется запоминать многие тысячи слов, потому что для понимания большинства слов … .
1. В данном тексте под простыми понимаются слова, от которых образованы другие (производящие).
2. Смысл производного слова связан с производящим (или простым) словом, поскольку они имеют общий корень, в котором заложено основное значение всей группы однокоренных слов. При этом производное слово формируется с помощью аффиксов (приставок, суффиксов и окончаний), которые добавляют новое оттеночное или уточняющее значение.
Дом → домик (уменьшительно-ласкательное).
Дом → домашний (принадлежащий дому).
Дом → домище (очень большой дом).
Стол → столик (уменьшительно-ласкательное).
Стол → настольный (предназначенный для того, чтобы стоять на столе).
Стол → столовая (комната с обеденным столом).
Синий → синеть (приобретать синий цвет).
Синий → синеватый (слегка синий, с синим оттенком).
Синий → синенький (уменьшительно-ласкательная форма).
Вода → водичка (уменьшительно-ласкательная форма слова «вода»).
Водный → подводный (находящийся под водой).
Вода → обезводить (лишить воды).
Земля → земляной (сделанный из земли).
Земля → землица (уменьшительно-ласкательное).
Лошадь → лошадка (уменьшительно-ласкательное).
Лошадь → лошадёнка (с оттенком пренебрежения).
Сын → усыновить (взять в семью на воспитание, принять на себя родительские права).
Сын → сынок (уменьшительно-ласкательное).
Добрый → доброта (качество доброго человека — отзывчивость, желание помочь).
Добрый → добреть (становиться более добрым).
3. В языке производных слов значительно больше, чем непроизводных. Нам нет необходимости заучивать каждое из них отдельно, поскольку для понимания большинства слов достаточно понимать смысл основного, производящего слова, от которого они образованы.
1. В этом тексте простыми называются слова, которые не образованы от других и сами служат основой для образования новых слов — то есть производящие слова.
Автор сравнивает их с химическими элементами, подчеркивая, что из этих «элементов» складываются все остальные, более сложные слова. Важной особенностью простых слов, по мнению автора, является то, что их значение нельзя вывести из звучания — оно неочевидно и не поддается догадке, его можно только запомнить. В отличие от них, производные слова имеют мотивированное значение, которое зависит от значения простого слова, лежащего в их основе.
2. Значение производного слова логически связано с производящим (или простым) словом, так как они объединены общим корнем — основной частью слова, несущей его центральное лексическое значение. Однако производное слово отличается от производящего добавочными морфемами — аффиксами (приставками, суффиксами), которые придают слову новое смысловое или эмоциональное оттенение. Это позволяет создавать целые семьи слов, где каждое имеет свою функцию и смысл, но при этом сохраняет связь с корневым значением.
1) Дом
Домик — уменьшительно-ласкательное слово, обозначающее маленький дом. Суффикс -ик придаёт значение уменьшения и ласковости.
Домашний — прилагательное, указывающее на принадлежность или отношение к дому. Суффикс -ашн- образует качественное или относительное прилагательное.
Домище — существительное с суффиксом -ищ-, указывающим на большой размер, иногда с оттенком неодобрения или иронии.
→ Производящее слово: дом (непроизводное). Остальные — производные.
2) Стол
Столик — уменьшительно-ласкательное, значит маленький стол. Суффикс -ик.
Настольный — прилагательное, описывающее предмет, связанный с поверхностью стола (например, настольная лампа). Приставка на- + суффикс -н-
Столовая — существительное, обозначающее помещение для приёма пищи. Суффикс -ов-, указывающий на принадлежность или предназначение.
→ Производящее слово: стол (непроизводное).
3) Синий
Синеть — глагол, обозначающий процесс изменения цвета (становиться синим). Суффикс -еть.
Синеватый — прилагательное, указывающее на оттенок, близкий к синему. Суффикс -еват- указывает на неполную степень признака.
Синенький — уменьшительно-ласкательное прилагательное, с суффиксом -еньк-.
→ Производящее слово: синий (непроизводное).
4) Вода
Водичка — ласкательное слово, с уменьшительным суффиксом -ичк-.
Подводный — прилагательное, описывающее то, что находится под водой. Приставка под- + суффикс -н-
Обезводить — глагол, обозначающий процесс лишения воды. Приставка обез- + корень вод + суффикс -ить.
→ Производящее слово: вода (непроизводное).
5) Земля
Земляной — прилагательное, указывающее, что что-то сделано из земли. Суффикс -ян-
Землица — уменьшительно-ласкательная форма, с суффиксом -иц-.
→ Производящее слово: земля (непроизводное).
6) Лошадь
Лошадка — уменьшительно-ласкательное слово. Суффикс -к-
Лошадёнка — уменьшительное с оттенком пренебрежения или умиления. Суффикс -ёнк-.
→ Производящее слово: лошадь (непроизводное).
7) Сын
Усыновить — глагол, означающий юридическое принятие ребёнка в семью. Приставка у- + суффикс -ов-
Сынок — ласкательная форма слова сын. Суффикс -ок.
→ Производящее слово: сын (непроизводное).
8) Добрый
Доброта — существительное, обозначающее качество, свойственное доброму человеку. Суффикс -от-а.
Добреть — глагол, означающий процесс становления добрым. Суффикс -еть.
→ Производящее слово: добрый (непроизводное).
3. В русском языке количество производных слов намного превышает число непроизводных (простых), так как из одного простого слова может быть образовано множество новых слов с разными значениями с помощью приставок, суффиксов и других словообразовательных элементов. Это значительно упрощает овладение лексикой языка.
Нам не обязательно запоминать каждое производное слово отдельно, потому что, зная значение корня и то слово, от которого оно образовано, мы можем логически понять смысл нового слова. Другими словами, если мы понимаем значение производящего слова, то, распознав в новом слове знакомый корень и определив значение аффиксов, мы можем догадаться о значении производного слова даже при первом его встречении.
Таким образом, основа понимания огромного количества слов — это знание значений непроизводных слов и основных способов словообразования.
Глава 1. Что такое языковые семьи?
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.