Учебник по русскому языку для 7 класса, написанный Быстровым и Кибиревой, представляет собой современное и увлекательное пособие, которое помогает учащимся глубже понять структуру языка и развить навыки литературного анализа. Этот учебник сочетает в себе теоретические знания и практические задания, что делает его незаменимым в учебном процессе.
Основные особенности учебника:
- Логическая структура: Учебник организован по принципу от простого к сложному, что позволяет ученикам постепенно осваивать новые темы. Каждая глава начинается с теоретического материала, за которым следуют практические упражнения.
- Разнообразные задания: В учебнике представлены различные типы заданий — от тестов и упражнений до творческих работ. Это помогает развивать не только языковые навыки, но и творческое мышление.
- Иллюстрации и примеры: Учебник включает множество иллюстраций и примеров из классической и современной литературы, что делает изучение языка более наглядным и интересным.
- Методические рекомендации: В конце каждой темы содержатся советы для учителей, что помогает эффективно планировать уроки и адаптировать материал под уровень класса.
- Подготовка к экзаменам: Учебник включает разделы, посвящённые подготовке к итоговым аттестациям, что помогает ученикам уверенно подходить к экзаменам и тестам.
Заключение
Учебник Быстрова и Кибиревой по русскому языку для 7 класса — это качественный образовательный ресурс, который способствует развитию языковых навыков и литературного мышления. Его структурированный подход, разнообразие заданий и методические рекомендации делают процесс обучения увлекательным и продуктивным. Этот учебник не только формирует основы языка, но и вдохновляет на дальнейшее изучение литературы и культуры.
ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Часть 1 Номер 131 Быстрова, Кибирева — Подробные Ответы
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2. Какую роль выполняют глаголы в тексте? Выполните морфологический разбор выделенных глаголов.
3. Найдите в тексте и выпишите числительные. Определите их разряд. Какое значение имеет часть пол- в словах (пол)года, (пол)жизни? Как можно передать это значение с помощью числительных? Запишите их.
4. Выпишите антонимы.
5. Объясните написание не со словами разных частей речи.
6. С помощью каких слов и выражений автору удаётся сделать текст смешным?
7. Найдите повторяющееся предложение. Какую функцию выполняет этот приём?
8. Соответствует ли название текста его содержанию? Подтвердите это словами из текста.
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Время
Никогда я раньше не думал о времени. Идёт оно неслышно, течёт невидно. Час за часом, день за днём. Смотришь, уж и суббота, а там воскресенье.
Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время.
Думать о времени меня научили мыши и дятлы. Встречаю я их в лесу целый год.
У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь-полёвка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется — помоется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.
Или летучая мышь. Эта любит поспать. Всю зиму спит беспробудно — сразу полгода! Потом от восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит. Выспится и дремлет.
Ну а дятлы — работяги. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. От зари да зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год.
Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём. Полёвка полжизни моется, дятел три четверти жизни долбит, а летучая мышь живёт только двадцатую часть своей мышиной жизни — остальное время спит!
Заставили меня мыши время считать.
(По Н. Сладкову)
2. Какую роль выполняют глаголы в тексте? Выполните морфологический разбор выделенных глаголов.
Глаголы в тексте выполняют важную роль — они описывают действия животных, создают живую, динамичную картину жизни лесных обитателей, помогают читателю представить их поведение и образ жизни. Благодаря глаголам текст становится ярким и выразительным.
Морфологический разбор выделенных глаголов (например):
- ду́мал
Часть речи: глагол
Вид: несовершенный
Переходность: непереходный
Время: прошедшее
Лицо: 1-е
Число: единственное
Наклонение: изъявительное - моется
Часть речи: глагол
Вид: несовершенный
Переходность: непереходный (возвратный)
Время: настоящее
Лицо: 3-е
Число: единственное
Наклонение: изъявительное - спит
Часть речи: глагол
Вид: несовершенный
Переходность: непереходный
Время: настоящее
Лицо: 3-е
Число: единственное
Наклонение: изъявительное - долбят
Часть речи: глагол
Вид: несовершенный
Переходность: переходный
Время: настоящее
Лицо: 3-е
Число: множественное
Наклонение: изъявительное
3. Найдите в тексте и выпишите числительные. Определите их разряд. Какое значение имеет часть «пол-» в словах «полгода», «полжизни»? Как можно передать это значение с помощью числительных? Запишите их.
Числительные в тексте:
- одни — количественное, обозначает часть множества, но в данном контексте — целое множество особей, противопоставление другим.
- третьи — порядковое числительное.
- три четверти — количественное дробное числительное.
- двадцатую — порядковое числительное.
Значение части «пол-»:
«Пол-» в словах «полгода» и «полжизни» означает половину чего-либо, то есть половину года (6 месяцев) и половину жизни соответственно.
Передать это значение с помощью числительных можно так:
- полгода = половина года
- полжизни = половина жизни
4. Выпишите антонимы.
- перед — после
- жара — холод
- восход — закат
- зима — лето
- вёдро — непогода
5. Объясните написание «не» со словами разных частей речи.
- не думал — глагол, написание «не» раздельно, так как это отрицание действия.
- неслышно — наречие, пишется слитно, так как слово с приставкой «не» образует новое качество (тихо, без звука).
- невидно — наречие, слитно, так как «не» с наречиями на -о/-е пишется слитно, если слово без «не» не употребляется или образует новое качество.
- до невозможности — предлог с существительным, пишется слитно, устойчивое выражение, где «не» входит в состав слова «невозможности».
- в непогоду — предлог + существительное с «не», пишется раздельно, так как нет противопоставления с союзом «а».
6. С помощью каких слов и выражений автору удаётся сделать текст смешным?
Автор делает текст смешным при помощи повторов, комичных подробностей и живых описаний:
- «Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется — помоется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.» — забавное многократное повторение подчёркивает чрезмерную чистоплотность мыши.
- «От восхода до заката спит.»
- «Чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит.» — показывает ленивый образ жизни летучей мыши с юмором.
- «Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. От зари да зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год.» — образ дятлов как неутомимых работников вызывает улыбку.
- «Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём.» — ритмичность и повтор создают комический эффект.
7. Найдите повторяющееся предложение. Какую функцию выполняет этот приём?
Повторяющееся предложение: «Час за часом, день за днём.»
Функция повтора — подчеркнуть непрерывность, однообразие и постоянство жизни лесных обитателей. Этот приём помогает читателю задуматься о течении времени и о том, как живёт человек, сравнивая с жизнью животных. Повтор создаёт ритмическую основу текста и усиливает его эмоциональное воздействие.
8. Соответствует ли название текста его содержанию? Подтвердите это словами из текста.
Название «Время» полностью соответствует содержанию текста. В тексте много рассуждений и наблюдений о времени:
- «Идёт оно неслышно, течёт невидно.»
- «Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время.»
- «Думать о времени меня научили мыши и дятлы.»
- «Заставили меня мыши время считать.»
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Время
Никогда я раньше не думал о времени. Идёт оно неслышно, течёт невидно. Час за часом, день за днём. Смотришь, уж и суббота, а там воскресенье.
Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время.
Думать о времени меня научили мыши и дятлы. Встречаю я их в лесу целый год.
У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь-полёвка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется — помоется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.
Или летучая мышь. Эта любит поспать. Всю зиму спит беспробудно — сразу полгода! Потом от восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит. Выспится и дремлет.
Ну а дятлы — работяги. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. От зари да зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год.
Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём. Полёвка полжизни моется, дятел три четверти жизни долбит, а летучая мышь живёт только двадцатую часть своей мышиной жизни — остальное время спит!
Заставили меня мыши время считать.
(По Н. Сладкову)
2. Какую роль выполняют глаголы в тексте? Выполните морфологический разбор выделенных глаголов.
Глаголы в тексте выполняют ключевую роль в создании живой, динамичной картины жизни лесных обитателей. Они помогают показать разнообразие действий животных, их привычки и образ жизни, что делает текст ярким и выразительным. Благодаря глаголам читатель может представить себе, как мыши моются, летучие мыши спят, а дятлы неустанно долбят деревья.
Морфологический разбор выделенных глаголов (на примере):
- ду́мал
— часть речи: глагол
— вид: несовершенный
— переходность: непереходный
— время: прошедшее
— лицо: 1-е
— число: единственное
— наклонение: изъявительное - моется
— часть речи: глагол
— вид: несовершенный
— переходность: непереходный (возвратный)
— время: настоящее
— лицо: 3-е
— число: единственное
— наклонение: изъявительное - спит
— часть речи: глагол
— вид: несовершенный
— переходность: непереходный
— время: настоящее
— лицо: 3-е
— число: единственное
— наклонение: изъявительное - долбят
— часть речи: глагол
— вид: несовершенный
— переходность: переходный
— время: настоящее
— лицо: 3-е
— число: множественное
— наклонение: изъявительное
3. Найдите в тексте и выпишите числительные. Определите их разряд. Какое значение имеет часть «пол-» в словах «полгода», «полжизни»? Как можно передать это значение с помощью числительных? Запишите их.
Числительные в тексте:
- одни — количественное числительное, обозначает часть множества, противопоставление другим.
- третьи — порядковое числительное, указывает на порядок или долю.
- три четверти — количественное дробное числительное, обозначает часть целого.
- двадцатую — порядковое числительное, указывает на часть последовательности.
Значение части «пол-»:
«Пол-» в словах «полгода» и «полжизни» означает половину чего-либо, то есть половину года (6 месяцев) и половину жизни соответственно.
Передать это значение с помощью числительных можно так:
- полгода = половина года
- полжизни = половина жизни
4. Выпишите антонимы.
- перед — после
- жара — холод
- восход — закат
- зима — лето
- вёдро — непогода
5. Объясните написание «не» со словами разных частей речи.
- не думал — глагол, частица «не» пишется раздельно, так как это простое отрицание действия.
- неслышно — наречие, пишется слитно, так как слово с «не» образует новое качество (тихо, без звука).
- невидно — наречие, слитно, так как «не» с наречиями на -о/-е пишется слитно, если слово без «не» не употребляется или образует новое качество.
- до невозможности — устойчивое выражение, где «не» входит в состав слова «невозможности», пишется слитно.
- в непогоду — предлог + существительное с «не», пишется раздельно, так как нет противопоставления с союзом «а».
6. С помощью каких слов и выражений автору удаётся сделать текст смешным?
Автор создаёт смешной и лёгкий стиль повествования с помощью повторов, комичных деталей и живых описаний:
- Многократное повторение в описании чистоплотности мыши:
«Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется — помоется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.»
Это подчёркивает чрезмерную аккуратность и вызывает улыбку. - Образ жизни летучей мыши, которая спит почти всё время:
«От восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит.»
Такой сонливый образ вызывает комический эффект. - Описание дятлов как неутомимых работников:
«Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. От зари да зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год.»
Создаёт образ трудолюбивых, но немного забавных персонажей. - Ритмичное повторение:
«Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём.»
Повтор делает текст живым и добавляет лёгкости.
7. Найдите повторяющееся предложение. Какую функцию выполняет этот приём?
Повторяющееся предложение: «Час за часом, день за днём.»
Функция повтора — подчеркнуть непрерывность, монотонность и постоянство жизни лесных обитателей. Этот приём создаёт ощущение течения времени, цикличности и ритмичности жизни животных. Он помогает читателю задуматься о том, как проходит время и как его воспринимают разные существа. Повтор усиливает эмоциональное воздействие текста и делает его более выразительным.
8. Соответствует ли название текста его содержанию? Подтвердите это словами из текста.
Название «Время» полностью соответствует содержанию текста. Тема времени проходит через весь текст, раскрываясь через наблюдения за жизнью животных и размышления автора.
Подтверждающие слова из текста:
- «Идёт оно неслышно, течёт невидно.» — время незаметно проходит.
- «Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время.» — время — это не просто часы и даты.
- «Думать о времени меня научили мыши и дятлы.» — наблюдения за животными заставили задуматься о времени.
- «Заставили меня мыши время считать.» — мыши стали учителями понимания времени.
Анализ
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.