Учебник по русскому языку для 7 класса, написанный Александровым и Загоровской, представляет собой современное и увлекательное пособие, которое помогает учащимся углубить свои знания о языке и развить навыки литературного анализа. Этот учебник отличается продуманной структурой и разнообразием учебных материалов, что делает его незаменимым в учебном процессе.
Основные особенности учебника:
- Структурированное содержание: Учебник организован по темам, что позволяет ученикам легко ориентироваться в материале. Каждая глава включает теоретическую часть, практические задания и итоговые тесты.
- Разнообразие заданий: В учебнике представлены различные типы заданий — от грамматических упражнений до творческих работ, что способствует развитию как языковых навыков, так и креативного мышления.
- Интерактивные элементы: Учебник включает задания, которые требуют активного участия учащихся, такие как работа в группах и обсуждение текстов, что делает уроки более динамичными и интересными.
- Примеры из литературы: В учебнике много примеров из классической и современной литературы, что помогает ученикам увидеть практическое применение изучаемых правил и понятий.
- Методические рекомендации для учителей: В конце каждой темы содержатся советы и рекомендации, которые помогают учителям эффективно организовать уроки и адаптировать материал под уровень учащихся.
Заключение
Учебник Александрова и Загоровской по русскому языку для 7 класса — это качественный образовательный ресурс, который способствует развитию языковых навыков и литературного мышления. Его структурированный подход, разнообразие заданий и методические рекомендации делают процесс обучения увлекательным и продуктивным. Этот учебник не только формирует основы языка, но и вдохновляет на дальнейшее изучение литературы и культуры.
ГДЗ по Русскому языку 7 Класс Номер 29 Александрова, Загоровская — Подробные Ответы
29. Опираясь на схему и материалы рубрики «Лингвистические заметки», расскажите о типах архаизмов в русском языке. Приведите свои примеры.
Архаизмы | |
---|---|
Лексические Лексически устаревшим является слово целиком, включая его форму (звуковую и графическую): очи (глаза), ланиты (щёки), тать (вор) | Лексико-семантические Устаревшим является только значение слова (или одно из значений слова): живот — в значении «жизнь», чтец — в значении «читатель» |
Собственно лингвистические, вытеснены словами с другой основой: виктория — победа, ветрило — парус, стогна — площадь | |
Лексико-словообразовательные, вытеснены словами с другими суффиксами и приставками: воитель — воин, самодовольствие — самодовольство | |
Лексико-морфологические, вытеснены словами с другими грамматическими признаками: лебедь белая — лебедь белый, в постелю — в постель | |
Лексико-фонетические, отличаются от современных одним или несколькими звуками: пиит — поэт, глад — голод, вежды — веки |
Типы архаизмов в русском языке
Архаизмы в русском языке делятся на лексические и лексико-семантические.
Лексический архаизм — это устаревшее целиком слово, включая его форму (звуковую и графическую):
очи (глаза), ланиты (щёки), тать (вор).
К каждому типу лексических архаизмов можно подобрать современное слово-синоним: уста — губы, волнованье — волнение, град — город.
Лексические архаизмы подразделяются на следующие типы:
собственно-лексические — вытеснены словами с другой основой:
толмач — переводчик, брадобрей — парикмахер, глаголить — говорить;
лексико-словообразовательные (словообразовательные) — вытеснены словами с другими суффиксами и приставками:
пастырь — пастух, ответствовать — отвечать, свирепство — свирепость;
лексико-морфологические (морфологические) — вытеснены словами с другими грамматическими признаками:
рыбарь — рыбак, душегубец — душегуб, знакомец — знакомый;
лексико-фонетические (фонетические) — отличаются от современных одним или несколькими звуками:
нощь — ночь, нумер — номер, проджект — проект.
Лексико-семантические архаизмы — устаревшим является только значение слова (или одно из значений):
живот в значении «жизнь», чтец в значении «читатель».
Типы архаизмов в русском языке:
Архаизмы — это слова или значения слов, которые вышли из активного употребления в современном языке. Они отражают исторический этап развития языка и часто встречаются в классической литературе, фольклоре, религиозных текстах и документах прошлых веков. Изучение архаизмов помогает понять, как менялся язык и культура народа.
В русском языке архаизмы делятся на две основные группы:
- Лексические архаизмы
- Лексико-семантические архаизмы
1. Лексические архаизмы
Лексический архаизм — это слово, которое полностью вышло из употребления, то есть устарела сама форма слова, его звучание, написание и значение. Такие слова заменены другими словами с новым звучанием и формой. Лексические архаизмы можно встретить в текстах старой литературы, в народных песнях и сказках.
Примеры лексических архаизмов:
очи — устаревшее слово для обозначения «глаз»;
ланиты — старинное слово, означающее «щёки»;
тать — устаревшее слово «вор».
Современные слова-заменители для них: глаза, щеки, вор.
Классификация лексических архаизмов
Лексические архаизмы подразделяются на несколько типов в зависимости от того, каким образом они были вытеснены современными словами.
1.1. Собственно-лексические архаизмы
Это слова, которые полностью заменены другими словами с другой корневой основой. Они исчезли из активного употребления, потому что появились более удобные или понятные слова-синонимы.
Примеры:
толмач — устаревшее слово, означающее «переводчик»;
брадобрей — старинное слово для «парикмахера»;
глаголить — устаревшее слово, означающее «говорить».
Современные слова: переводчик, парикмахер, говорить.
1.2. Лексико-словообразовательные архаизмы
В этом случае устаревшими становятся слова, которые были образованы с помощью определённых суффиксов или приставок, а современные слова имеют другую словообразовательную структуру.
Примеры:
пастырь — устаревшее слово, заменённое на «пастух» (разные суффиксы);
ответствовать — устаревшее, современное — «отвечать»;
свирепство — устаревшее, современное — «свирепость».
Здесь меняется структура слова, но сохраняется смысл.
1.3. Лексико-морфологические архаизмы
Устаревшие слова отличаются от современных не корнем, а грамматическими формами — например, родом, числом, падежом. Эти формы постепенно исчезают, уступая место новым грамматическим моделям.
Примеры:
рыбарь — устаревшее слово, современный вариант — «рыбак»;
душегубец — устаревшее для «душегуб»;
знакомец — старое слово, заменённое на «знакомый».
Эти изменения связаны с изменениями в грамматике и морфологии языка.
1.4. Лексико-фонетические архаизмы
Такие архаизмы отличаются от современных слов изменённым звуковым составом. В современном языке звучание слова упростилось или изменилось, что привело к вытеснению старой формы.
Примеры:
нощь — устаревшее произношение слова «ночь»;
нумер — устаревшее слово, современное — «номер»;
проджект — устаревшее произношение слова «проект».
2. Лексико-семантические архаизмы
Лексико-семантические архаизмы — это слова, которые сохранились в языке, но утратили одно или несколько значений. То есть само слово осталось в употреблении, однако его старое значение полностью или частично вышло из употребления.
Примеры:
живот — в древнерусском языке означало «жизнь», сейчас слово используется только для обозначения части тела;
чтец — раньше означало «читатель», сейчас слово почти не употребляется в этом значении, а чаще используется для обозначения человека, который читает вслух (например, в церкви).
Значение изучения архаизмов
Архаизмы важны для понимания исторического развития языка и культуры. Они помогают:
Раскрываться смыслы классических произведений русской литературы, где часто встречаются устаревшие слова;
Понимать исторические документы и тексты;
Изучать эволюцию слов и грамматических форм;
Обогащать современный язык, используя старинные слова в поэзии, прозе или разговорной речи для создания особого стилистического эффекта.
Русский язык