Учебник Александрова для 5 класса по русскому родному языку представляет собой важный инструмент для изучения и углубления знаний о родном языке. Он разработан с учетом возрастных особенностей учащихся и направлен на развитие их языковых и коммуникативных навыков. Учебник отличается структурированным подходом к обучению, что позволяет школьникам легко усваивать материал и применять его на практике.
Основные особенности учебника:
- Структурированное содержание: Учебник разделен на тематические разделы, которые охватывают все ключевые аспекты русского языка, включая грамматику, орфографию, пунктуацию и стилистику.
- Интерактивные задания: В каждом разделе представлены разнообразные упражнения и задания, которые способствуют активному вовлечению учеников в процесс обучения и помогают закрепить изученный материал.
- Литературные тексты: В учебнике включены отрывки из произведений классической и современной литературы, что способствует развитию читательских навыков и расширению кругозора учащихся.
- Практическая направленность: Особое внимание уделяется практическому применению знаний, что позволяет ученикам лучше освоить правила русского языка и применять их в письменной и устной речи.
- Методические рекомендации: Учебник содержит советы и рекомендации для учителей, что делает процесс обучения более эффективным и увлекательным.
Учебник Александрова для 5 класса помогает сформировать у школьников прочные знания о русском языке, развивает их творческие способности и умение анализировать текст. Благодаря этому учебнику ученики не только изучают правила, но и учатся выражать свои мысли ясно и грамотно.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Александрова Номер 193 — Подробные Ответы
Орфографический и пунктуационный практикум.
1. Проск..л(?)знув под аркой гнутой ветлы, доро.лса вновь ..бежала к ручыо. М..стами ручей был застлан толстым сн..говым од..ялом местами закован в чистый ледя(н/нн)ой папц..рь а порой среди льда и снега проглядывала тёмным, (не)добрым гла..ком ж..вая вода. А почему он не весь замёрз? спр..сила Анна Васильевна
(Ю. Нагибин)
2. Внезапно серые тучи зав..л..кли небо. Через несколько м..нут глухо прогромыхало вд..ли. Спустя мгновеп..е гулко откликнулись, прокатились и ра..сып..лись по всему небу гр..мовые ра..каты. И вот мгновенная в..пышка молни.. ра..колола тучи и хлынул дождь. Гр..за разразилась.
(О. Михаилушкин)
1. Проскользнув (скользкий; в для обознач. мягкости согл.) под аркой гнутой ветлы, дорожка (дорожек) вновь сбежала (с) к ручью. Местами (место) ручей был застлан толстым снеговым (снег) одеялом (словарное слово), местами закован в чистый ледяной (-ян-) панцирь (и после ц в корне), а порой среди льда и снега проглядывала (проглядывать — проглядываю, чередования нет, -ыва-) тёмным, недобрым (злым) глазком (глазок) живая (жить, жи-ши) вода. «А почему он не весь замёрз (за-)?» — спросила (спросит) Анна Васильевна.
(Ю. Нагибин)
2. Внезапно (словарное слово) серые тучи заволокли (волоком; заволок) небо. Через несколько минут (словарное слово) глухо прогромыхало (гром) вдали (даль). Спустя мгновение (сущ. на -це) гулко откликнулись, прокатились (прокатится) и рассыпались (рас-, с перед глухим с) по всему небу громовые (гром) раскаты (рас-, с перед глухим к). И вот мгновенная вспышка (словарное слово) молнии (сущ. на -ия, Р. п.) расколола (рас-, с перед глухим к) тучи, и хлынул дождь. Гроза (грозы) разразилась (словарное слово).
(О. Михайлушкин)
1. Разбор первого текста
Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. Местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала тёмным, недобрым глазком живая вода. «А почему он не весь замёрз?» — спросила Анна Васильевна. (Ю. Нагибин)
1.1. Орфографические пояснения
- Проскользнув — слово образовано от «скользкий». Пояснение: приставка «про-» + корень «скольз-» + суффикс «-нув». Буква з пишется для обозначения мягкости согласного перед н.
- Дорожка — проверочное слово дорожек. При склонении сохраняется «о».
- Сбежала — приставка «с-» указывает на направление вниз.
- Местами — от слова место. Приставка «мест-» сохраняется без изменений.
- Снеговóй — образовано от снег. Суффикс «-ов-» используется для образования прилагательных.
- Одеяло — словарное слово, написание нужно запомнить.
- Ледяной — суффикс «-ян-» пишется в прилагательных от существительных с основой на мягкий согласный (лёд).
- Панцирь — в корне после ц пишется «и», а не «ы». Это правило: после ц в корне пишется «и», а не «ы».
- Проглядывала — образовано от глагола «проглядывать». Проверяется по форме «проглядываю», без чередования суффиксов -ывать- и -ивать-.
- Недобрым — синоним злым. Частица «не» с прилагательными пишется слитно при отрицательном оттенке.
- Глазком — образовано от слова «глазок». Суффикс «-ок» при уменьшительно-ласкательном значении.
- Живая — от глагола «жить». Корень «жи-» пишется с буквой «и» по правилу «жи-ши пиши с и».
- Замёрз — приставка «за-» . Корень «-мёрз-» . В приставке «за-» пишется а.
- Спросила — форма глагола «спросить» в прошедшем времени женского рода.
1.2. Смысловое объяснение
В этом отрывке Юрий Нагибин с помощью выразительных художественных средств описывает зимний пейзаж. Дорожка словно живое существо — она «сбежала» к ручью, ручей по-разному выглядит: то спрятан под снеговым одеялом, то скован льдом, то частично открыт. Картина природы словно оживает, её неоднородность вызывает у героини Анны Васильевны вопрос о природе явления — почему вода ещё не замёрзла.
1.3. Средства художественной выразительности
- Олицетворение — дорожка «сбежала», ручей «проглядывает глазком». Эти приёмы оживляют пейзаж.
- Эпитеты — «гнутая ветла», «толстое снеговое одеяло», «чистый ледяной панцирь», «тёмный недобрый глазок» — помогают создать эмоциональную окраску описания.
- Метафоры — «снеговóе одеяло», «ледяной панцирь» передают вид и свойства снега и льда через переносное значение.
2. Разбор второго текста
Внезапно серые тучи заволокли небо. Через несколько минут глухо прогромыхало вдали. Спустя мгновение гулко откликнулись, прокатились и рассыпались по всему небу громовые раскаты. И вот мгновенная вспышка молнии расколола тучи, и хлынул дождь. Гроза разразилась. (О. Михайлушкин)
2.1. Орфографические пояснения
- Внезапно — словарное слово, написание нужно запомнить.
- Заволокли — глагол совершенного вида, образован от «волочь» (волоком), приставка «за-» + корень «волок-».
- Минут — форма существительного «минута» во множественном числе, правильное написание без удвоения «н».
- Прогромыхало — образовано от слова «гром». Приставка «про-» + корень «гром» + суффикс «-ыха-». Указывает на громкий, раскатистый звук.
- Вдали — от существительного «даль», пишется слитно.
- Мгновение — существительное на «-ение» от слова «мгновенный», «мгновить» — суффикс «-ение».
- Прокатились — приставка «про-» + корень «кат-» (катить) + суффикс «-и-».
- Рассыпались — приставка «рас-» (перед глухим согласным «с») указывает на действие в разные стороны.
- Громовые — образовано от «гром», суффикс «-ов-» указывает на принадлежность.
- Вспышка — словарное слово, написание нужно запомнить.
- Молнии — существительное женского рода, склоняется по типу слов на «-ия» (Р.п. мн.ч. — «молний»).
- Расколола — приставка «рас-» (с перед глухим к) + корень «кол-» (колоть).
- Гроза — существительное, основная форма «грозы» во множественном числе.
- Разразилась — словарное слово, правильное написание нужно запомнить.
2.2. Смысловое объяснение
Отрывок передаёт стремительное развитие природного явления — грозы. В начале ещё тишина, первые глухие раскаты грома вдалеке. Потом звуки усиливаются, молния вспыхивает, дождь резко начинает лить. Автор постепенно наращивает напряжение, используя динамичные глаголы, чтобы передать стремительность изменений в природе.
2.3. Средства художественной выразительности
- Эпитеты — «серые тучи», «громовые раскаты», «мгновенная вспышка» — усиливают выразительность описания, передают оттенки настроения.
- Метафора — «тучи заволокли небо», «вспышка расколола тучи» — живописные образы, связывающие разные явления природы.
- Олицетворение — тучи «заволокли», вспышка «расколола», гром «откликнулся» — неживая природа изображается как действующее лицо.
- Динамичные глаголы — «заволокли», «прогромыхало», «откликнулись», «прокатились», «рассыпались», «расколола», «хлынул», «разразилась» — создают ощущение движения, стремительности.
Русский Язык
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.